year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Современное образование связывает по рукам и ногам - «Местный спрос»

Современное образование связывает по рукам и ногам

Современное образование связывает по рукам и ногам

Современное образование связывает по рукам и ногам

На сегодняшний день образование рассматривают как одну из важнейших составляющих современного общества, в котором часто поднимается вопрос о его качестве. В информационный век важно, чтобы каждый человек имел хорошую базу знаний за плечами. Нет сомнений в том, что на качество образования влияет не только школа, но и высшие учебные заведения. Так ли много специалистов, выпускников педагогических вузов, стремятся работать в образовании?

В мае 2019 года министр просвещения РФ Ольга Васильева заявила, что около половины выпускников бюджетных мест педагогических вузов не приходят на работу в школы после учёбы. Обратимся к истории. Шуйский университет отсчитывает свою историю с сентября 1816 года, когда в городе было открыто духовное училище. За годы своего существования Шуйский государственный педагогический университет подготовил более 20 тысяч дипломированных специалистов, которые по сей день продолжают трудиться на благо нашего образования. Одним из старейших в современном университете является историко-филологический факультет, который традиционно готовит учителей истории, русского языка, литературы, иностранных языков. Поколение Z (люди, родившиеся после 1995 года) плохо знает историю России. Об этом говорят исследования учёных из Московского гуманитарного университета. Они заявляют о необходимости усилить историческое воспитание молодёжи.

Какие же существуют выходы из данной ситуации? Самый очевидный — изучать историю так, чтобы она вызывала интерес. Удачный пример такого преподавания истории — историко-археологический клуб «Клио» на базе «Центра детского творчества» в городе Шуе. Его руководитель — Ольга Альбертовна Несмиян, учитель истории, археолог, выпускница ШГПУ, делится с нами своим взглядом на проблемы образования.

Ольга Альбертовна в образовании уже 32 года и знает о нём не понаслышке. А когда-то она заканчивала Шуйский государственный педагогический университет по специальности «учитель истории». Нам она рассказала о годах своего студенчества. По её словам, поступать в университет тогда было очень сложно — 50 человек на один курс, и все мечтали стать археологами, читали много книг по истории. Во время учёбы часто ездили в экспедиции. Все они, как говорит Ольга Альбертовна, особенные:

— Мы ездили в городище Изборск, Псков, село Михайловское. И даже после окончания ВУЗа связь с археологией не прервалась. Мы имели большой опыт, поэтому старались его передать своим ученикам, которые, как и мы, тоже интересовались археологией. Педагогическая карьера Ольги Альбертовны началась давно, раньше она работала в школе, преподавала историю, но в 2007 году поняла, что очень трудно совмещать школу с дополнительным образованием — часто приходилось выезжать на раскопки.

— С учениками ездили на раскопки на Горьковское водохранилище. Но дети росли, надо было быть интересной. Поэтому думали о других расследованиях: Суздаль и Ярославская область. После этих поездок нас стали знать как команду. Так сказать, слава в археологических кругах.

«Современное общество заинтересовано в повышении качества образования, об этом говорят все. Как его повысить? На данный момент существует множество методик оценки образования, но, к сожалению, даже они загоняют нас в рамки, заставляя думать и мыслить шаблонно. С. Е. Шишовым и В.А Кальней было сформировано определение качества образования и его структуры в целом: «Качество образования — это социальная категория, отражающая состояние образования в обществе, его соответствие потребностям общества в развитии компетенций личности. На первый план обычно выходят ситуации, которые требуют от учащихся определённых действий. Согласитесь, что для достижения высоких результатов необходимо иногда отойти от традиционной системы образования и ввести свою, которая комфортабельна для всех», — вот какое мнение у Ольги Альбертовны на этот счёт.

Я считаю, что современные нормы образования связывают нас по рукам и ногам, очень много требований, всё строго, они не дают свободы действий. Но, с другой стороны, раньше была другая проблема — нехватка кадров. Мы выезжали в экспедиции вдвоём с мужем и 30 человек детей. Сложность даже не в их организации, а в подготовке места для раскопок. Выездной лагерь требует много затрат. Позднее нам стали помогать старшие воспитанники. Выездная экспедиция несёт большой воспитательный эффект, но современные чиновники даже не подозревают об этом.

Стоит отметить, что историко-археологическому клубу уже 21 год. В Ивановской области он такой один. Главная его цель, как говорит Ольга Альбертовна — привить подрастающему поколению любовь к истории, археологии родного края и других районов нашей Родины. Сейчас в клубе занимаются 17 человек. Наши самые масштабные раскопки — Клочковское селище X–XII веков. Также ведутся работы в Плёсской крепости XV века. В следующем году мы планируем продолжить исследование Плёсской крепости, а к началу полевого сезона может появиться что-то ещё.

Многие люди думают, что археологи работают лишь в тёплое время года, но это совсем не так. Зимой воспитанники историко-археологического клуба проводят время в Центре детского творчества. Они занимаются археологическим рисунком, тренируются рассказывать об археологических проектах, учатся работать на публику. Для совсем юных археологов всё проходит в формате игры «Изучаем археологическую методику». Изучают историю родного города, чтобы самостоятельно проводить экскурсии. Историко-археологический клуб «Клио» при Центре детского творчества — лишь один пример интересного преподавания истории. Получается, историческое образование возможно не только в рамках общего образования. Другой вопрос — проблемы, которые стоят перед образованием: недостаток педагогов на местах, нехватка материальной стимуляции. Они должны решаться притоком новых специалистов, выпускников педагогических вузов. К счастью, по данным профильного министерства, наблюдается положительная тенденция, связанная с ростом интереса к педагогическому образованию в России.

От 6 Ноября Анна ШИТЕНКОВА

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий