year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
«Секретная» выставка вееров - «Местный спрос»

«Секретная» выставка вееров

Корреспондент «МС» пыталась разгадать тайные знаки вееров, вот что из этого получилось.

«Секретная» выставка вееров

«Секретная» выставка вееров

В прошлую пятницу в историко-художественном и мемориальном музее им М. В. Фрунзе открылась необычная выставка, название не менее загадочное — «Я охлаждаю, я освежаю, я могу хранить секреты». В Шую приехали веера из собрания Московского государственного объединённого музея-заповедника. Никогда не считала себя кисейной барышней, а тут какой-то веер. Но, как оказалось, такой, да не такой. Кроме броского названия, интересным оказалось всё: и то, что организаторы оказались москвичами — не обошли наш город стороной, и то, что кроме основного предмета — веера — были показаны редчайшие французские гравюры восемнадцатого века, и само повествование о выставке — всё затягивало туда, в прошлое, как машина времени. Об изумительном показе нам рассказала куратор выставочных проектов Наталья Дроздова.

— Наталья Анатольевна, приветствуем вас у нас. Знаю, что вы не в первый раз посещаете город.

— Да, мы во второй раз приезжаем в ваш город. Первый раз были в августе. От шуян был тёплый приём, не зря императрица Елизавета Петровна любила приезжать в Шую. Надеемся, что не последний. Веера мы показываем по России реже, чем другие выставки из-за хрупкости материала.

— Какой временной отрезок представлен?

— Мы охватили середину восемнадцатого века до конца девятнадцатого.

— Почему именно веера стали предметом вашего внимания, как выставочным объектом?

— Веера — вещь креативная. Они являются символом двух эпох — галантного восемнадцатого века и, если говорить по отношению к России, «золотой» век дворянства. Это рассвет этикета, светской культуры, где веер играл не последнюю роль. Поэтому сейчас эта тема пользуется спросом. Веера популярны. Их легко показывать, если позволяет сохранность, во-вторых, они сами по себе интересны.

— Допускаете ли вы возможность возвращения в наш обиход такой роскоши, как веер и почему такое таинственное название выставки?

— Веер — это часть светского поведения. Он несёт много функций. Существует «язык веера». Это была особая культура сложного общения. Эти моменты давно забыты, устарели. В современном мире всё намного проще, и веер используют по чисто утилитарному функционалу — как опахало. А в то время, которое мы демонстрируем, была игра веером: с его помощью общались, разговаривали, показывали себя, из какого сословия, чем занимались, сколько у меня денег, какие у меня связи, чем я увлекаюсь. И именно в таком виде веер в наше время не актуален. У нас уже другие способы взаимосвязи с обществом. Мы прошли в выставочный зал, где директор музея В. Возилов, начальник отдела культуры администрации г. о. Шуя Е. Починина, автор выставки и хранитель фондов Московского государственного историко-архитектурного музея-заповедника Надежда Астафьева встречали шуян, которые пришли на открытие. Кроме вееров, на выставке были представлены гравюры, на которых изображены те ситуации, при которых у дамы был в руках веер. И вот момент настал — мы смогли прикоснуться к прекрасному. Надо сказать, что материалом, из которого в то время изготавливали веера, было дерево, по причине лёгкости и удобности. Также веера различают по названию, по рисунку, по наличию украшений.

От 29 Октября 2019 года Марина ГРАЧЁВА, фото автора.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий