year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Быть учителем! - «Местный спрос»

Быть учителем!

Быть учителем!

В школе № 2 им. К. Д. Бальмонта есть верная традиция — чествовать своих «ветеранов» педагогического труда. Вот и 1 октября в актовом здании собрались бывшие учителя школы, выпускники и учащиеся. Отрадно, что встреча лишена официальности. Царил высокий дух просвещенья: ученики кружили вальс, звучала гитара и дарили стихи, шутили, клялись последней двойкой уважать учительский труд. А ещё звучало слово об учителе — справедливом и благородном, строгом и понимающем, простом и увлечённом, спокойном и рассудительном, очень родном.

Посчастливилось мне побеседовать с Верой Алексеевной Малыгиной. Вера Алексеевна учила русскому языку и литературе в школе № 2 с 1954 по 1987 год: от звонка и до звонка, с окончания Ивановского педагогического института до завершения трудовой деятельности, 33 года, не меняя школы. И это говорит о самом главном — педагогическом такте, умении ладить с учениками, родителями и коллегами. И конечно, о глубине знаний и надёжном профессионализме. Хрупкая, миниатюрная женщина по-прежнему выглядит на все сто. Открытый, доброжелательный взгляд, поставленная речь и голос, которому можно доверять. Вера Алексеевна скромно просила не называть её возраст, но «прожитые годы» совсем и не видны. Убрать морщинки, и напротив меня сидит юная душой женщина с потрясающим внутренним стержнем, который не даёт времени властвовать над собой.

Интуиция меня не подвела — моя собеседница из семьи потомственных учителей. Мамины сёстры преподавали: Мария Ивановна Владимирцева была директором школы № 15, Валентина Ивановна — директором школы при железнодорожной станции Шуя, Анна Ивановна — учителем русского языка и литературы в Москве. А мама закончила педагогический класс женской гимназии. Выбрала Вера учительскую стезю, потому что прекрасно училась и любила эту профессию. И ещё у неё был свой потрясающий учитель русского языка и литературы — Ольга Васильевна Зыкова.

Мы беседовали, а в памяти у Веры Алексеевны всплывали кусочки прожитых лет: как училась читать по толстой книге «Нива» из домашней библиотеки. Вспоминалось военное время, когда ни света, ни тепла, еды мало, писали на газетах между строчками, зато зачитывались сказками. Выбор профессии был сознательный. Учёба в институте — без трудностей: ездила домой каждый день, затем жила на съёмной квартире. Свой первый урок не помнит, потому что вся жизнь, как один урок. Школа — и дом, и семья, и любимая работа. Профессия учитель даётся не всем и каждому. Ведь не в меньшей степени, чем образованность, учителю необходимо владеть искусством преподавания — аккумулировать те знания, которыми обладаешь, и передавать их детям просто, доступно, ярко. Вера Алексеевна владела таким талантом. На удивление студентов-практикантов уроки вела быстро, чётко, понятно. И авторитетные коллеги давали высокие оценки обучению: опытный учитель умеет выделить в предмете основу основ. «Многие говорят — раньше учили. А что это значит учить?», — спрашиваю я.

— В былое время работали обоюдно и учителя, и дети. Теперь, на мой взгляд, всё перекладывается на детей и родителей. Они должны «ползать» по интернету, чтобы выполнить эти задания, которые очень трудны в силу возрастных особенностей. Да, и не каждому ребёнку дано. Способности нужно развивать постепенно, а не требовать сразу. Современные дети не умеют читать. Но кто в этом виноват?

Вера Алексеевна уверена, чтобы добиться уважения учащихся, нужно прекрасно знать свой предмет и быть в центре событий: «Любить детей искренне и понимать их. Входить в их жизнь. Обоюдная связь — это так важно. Дети берут у тебя и открываются в этом…» И чем дольше мы беседовали, тем больше убеждалась: благородный порыв и самоотречение была основа учительства. Комфорт и богатство — не суть. Так жили практически большинство: комната с удобствами во дворе, кипа тетрадей, вечером под телевизор и радио часами готовились к урокам. Как доступно объяснить сложный материал — а не методические разработки занимали умы учителей. Зарплаты невысокие, но позволяли жить при нагрузке в одну ставку или чуть выше. А награда? Награда — это читающие дети, это дружба с книгой, это высокий уровень образования, это путёвка в жизнь и … добрая память учеников. У Веры Алексеевны их преогромное множество. И, что удивительно, она называет с ходу, по памяти имена своих подопечных...

Живите долго, Вера Алексеевна! И с праздником Вас! С Днём учителя!

Задача истории и обществознания – не дать себя обмануть

Учитель истории и обществознания Васильевской школы Шуйского района Мария Рукавишникова стала победителем всероссийского конкурса учителей, учреждённого указом президента России. Мы попросили Марину Виталиевну поделиться с читателями нашей газеты своей радостью.

Учитель Васильевской школы заглянула в редакцию после рабочего дня. Выглядела уставшей. Не удивительно! Нагрузка на современных учителей возлагается титаническая. Итак, конкурсное жюри оценивало не только учебные успехи детей, стабильность результата, работу с классом. Учитывались и педагогическая программа по предметам, 50% которой разрабатывает сам учитель, и повышение квалификации. И ещё достижения детей во внеурочной деятельности. Это участие школьников в конкурсах, научных конференциях, победы в очных всероссийских конкурсах. Учитывались внешние отзывы детей, родителей, администрации школы, коллег от других школ, студентов, которые стали учителями. Поясним, что Марина Виталиевна 15 лет проработала в Шуйском филиале ИвГУ, в 2011 году защитила диссертацию и стала кандидатом философских наук. И пять лет преподает в сельской школе. Имеет высшую квалификационную категорию. И историю, как смысл своей жизни, выбрала благодаря любимому учителю Нине Васильевне Лапиной.

- История - интереснейший предмет. Но сейчас исторические факты интерпретируются вольно. Как вы излагаете исторические события прошлого?

- Главное, научить ребят любить жизнь, историю, Родину и мой предмет. Хотелось, чтобы ученики чего-то добились в этой жизни благодаря моему предмету. Сейчас пытаются переоценить историю. Моя задача – опираться на фактологический материал. А значит, я стараюсь работать с первоисточниками.

- И детям интересно копаться в цифрах и работать с документами?

- Да. У детей всегда взгляд получается интересный. Они смотрят по-другому. У них вызывает много вопросов советский период, перестройка. И дети дают свою оценку. Мы не умалчиваем о тех достижениях советской эпохи, которые были. О том, что страна была в числе передовых. В стране была стабильность и была уверенность в завтрашнем дне. И это очень важно для человека. Сегодня этого нет.

- И дети не боятся высказываться в разрез с мнением определённого круга историков?

- Нет, не бояться. Главное требование – позиция должна быть аргументированной и корректной.

- И всё же в чём практическая польза уроков истории и обществознания?

- Не позволить себя обмануть. Дети поймут, где ложь, а где правда.

- В чём секрет учительского мастерства?

- Учитель-предметник должен быть интересен самому себе. Когда я буду интересна сама себе, когда мне будет со мной не скучно – на уроках не будет скучно никому.

От 8 Октября Любовь СМИРНОВА, фото автора.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий