year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Иван Попов, шуйская ветка и «Ласточка» - «Местный спрос»

Иван Попов, шуйская ветка и «Ласточка»

Шуйский железнодорожный вокзал должен носить имя Ивана Ивановича Попова.

Иван Попов, шуйская ветка и «Ласточка»

Взяться за перо к написанию этого материала подтолкнуло сразу несколько событий, связанных с историей нашего города. А если быть точнее — с историей железной дороги Новки — Шуя — Иваново. Буквально пару недель назад центральные СМИ рапортовали о том, что быстрокрылая «Ласточка» перевезла миллионного пассажира. Наталью Харитонову из Фурманова встречали на перроне губернатор Станислав Воскресенский и заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Пегов. Глава области подчеркнул, что «Ласточка» — один из успешных вариантов решения проблемы «оторванности Ивановской области от крупных экономических центров».

Безусловно, локомотивный проект, соединивший в себе скоростную «Ласточку» и созданный для неё тепловоз, вдохнул в железнодорожную магистраль, незаслуженно забытую, новую жизнь. Ежедневно — утром, вечером, ночью и в дневные часы курсируют через Шую четыре пары поездов. Наполняемость составов — 95%. Обновился станционный перрон. И вот ещё один позитивный проект — в сентябре начнётся капитальный ремонт железнодорожного вокзала на станции Шуя.

Реконструкции, по сообщению пресс-службы СЖД, подлежат и фасад здания, и внутренние инженерные сети, и водосточная система кровли, и цоколь. Отремонтируют помещение касс и бытовые помещения, крыльцо с входными группами и пандусом. Будет проведена гидроизоляция фундамента, замена оконных блоков. А зал ожидания вернёт свой исторический облик. Руководство ОАО «РЖД» заинтересовано сохранить первоначальный вид «Станции Шуя», поскольку здание является памятником архитектуры. Ремонт обещает быть не затяжным, и завершится он в 2020 году.

Вдвойне приятно — начало ремонтных работ практически совпадает с Днём рождения Северной железной дороги, которая появилась на свет не без настойчивого участия шуян. Известно, что прокладка «железки» к северу от Москвы началась ещё в 1859 году. Довели до Сергиева Посада. Однако, несмотря на то, что данную линию ввели в эксплуатацию в 1862 году, официально началом истории Северной железной дороги считают 15 сентября 1868 года. Именно в этот день открыли движение по Шуйско-Ивановской ветке. А этот участок в современных границах СЖД является самым первым. И если «Ласточка» перевезла миллион пассажиров, то сколько же вообще человек проехало по нашей железной старушке за всю историю её существования? Калькулятор подсказал — только до начала ХХ века пассажиров было порядка 8 миллионов человек.

«Золотой век» российских железок связан с расцветом концессионного предпринимательства, поскольку и строили, и эксплуатировали железнодорожные магистрали акционерные общества. И шуйская ветка не была исключением — возводилась она за счёт инвесторов, львиная доля которых — местные купцы-фабриканты. Строительство не обошлось без шуйской уникальности. Отличились шуяне не только быстрыми темпами стройки. На страницах еженедельной Санкт-Петербургской «Газеты железных дорог и пароходства» стройку Шуйско-Ивановской линии освещали практически в каждом номере и достаточно подробно.

Несомненно, «Ласточка» — это великолепно. Но и 150 лет назад шуяне не хлебали щи лаптями, поэтому давно пора железнодорожную магистраль причислить к достоянию Шуи. Бережно хранить, варварски не портить и не искажать не только вокзал, но и Вокзальную площадь и примыкающие к ней территории. И вспомнить, как строилась дорога. Тем более, что сотрудники Литературно-краеведческого музея Константина Бальмонта подготовили всеохватывающий материал по истории Шуйской железной дороги. Предполагалось данную информацию разместить на стендах в зале ожидания, но … что-то не срослось. Спасибо, что музей любезно предоставил нам документы и фотографии, на основании которых подготовили эту публикацию.

Итак, зачем понадобилась шуянам железная дорога и почему горожане чуть было её не потеряли?

Инициировали строительство дороги от Новок до Иванова учредители или грюндеры местного акционерного общества: потомственный почётный гражданин М. Н. Горбов и «торгующий по I разряду государственный крестьянин» И. А. Бусурин. В 1867 году Шуйская земская управа в лице её председателя П. П. Волкова и при участии главы Вознесенского посада С. Н. Гарелина обратилась с ходатайством в Министерство финансов с просьбой разрешить им концессию на строительство дороги от станции Новки до села Иваново через Шую. В обращении выкладка — железная дорога давно назрела и предприятие не убыточное. В Шуйском уезде на тот момент бумажная пряжа, мануфактура, железные, чугунные, а также другие изделия промышленности и сельского хозяйства в основном перевозились на лошадях или по воде. Указаны данные о количестве кладей, получаемых и отправляемых из Шуи, Вознесенского посада, а также из сёл Иваново, Дунилово, Васильевское, Кохма, Лежнево. По приблизительному подсчёту было установлено, что «перевозка грузов сухопутным и водным путём составляет следующее количество: ежегодно в Москву ситцевых и прочих мануфактурных товаров собственно из Вознесенского посада и Иванова до Новок до 200 000 пудов по 10 коп. — 20 000 руб.; из Петербурга и Москвы поступает пряденной бумаги, москательных и разных мануфактурных товаров до Иванова или Вознесенского посада до 600 000 пудов по 10 коп. — 60 000 руб.; в Нижегородскую ярмарку может отправляться до Новок до 150 000 пудов по 1 коп. — 15 000 руб.; из Нижегородской ярмарки в таком случае прибудет в Вознесенский посад и Иваново до 150 000 пудов по 10 коп. — 15 000 руб. К этому нужно причислить получение и отправку товаров в Шую, Вичугу и в местности до 1 000 000 пудов по 7 коп. — 70 000 руб. Весь этот товар отправлялся сухопутно через Шую и по реке Волге». Учитывая ввоз леса и поставки хлеба, то доход только от этих перевозок составит 420 тысяч рублей.

Одобрение царского правительства было получено 9 мая того же года. Общество, получив разрешение на концессию по строительству дороги, представило залог — 180 000 рублей. Общий капитал акционерного общества составлял более 7 млн. рублей.

Полный текст «Концессии» был опубликован в газете 11 июня. «Государь император высочайше соизволил 9 мая 1867 года утвердить концессию на линию железной дороги от «Шуйско-Ивановской станции Московско-Нижегородской железной дороги через город Шую до села Иванова». Подвижной состав: 14 паровозов, 28 пассажирских вагонов и 170 товарных вагонов и платформ. Одновременно анонсировали подписку на акции «Общества Шуйско-Ивановской железной дороги». Открытая реклама убеждала — линия, длиною в 83 версты, «принадлежит к самой промышленной и населённой местности России. И дорога эта встанет в один ряд с самыми доходнейшими из существующих в стране железных дорог». Хроника основных событий, как мы писали, отражена в газете. Приведём несколько примеров.

27 июня 1867 года началось строительство дороги одновременно в трёх пунктах: «близ Шуи, около Вознесенского посада и на реке Уводь». Задействовано около 1000 человек. Публикуем хронику основных событий: 27 августа 1867 состоялась закладка в Шуе здания станции. «После молебствия с водоосвящением первую тачку с землёй подвёз городской глава Н. А. Закорюкин». 12 ноября 1867 года заказаны пассажирские вагоны во Франции на заводах Шнейдера в Крезо. 20 июля 1868 года правление Общества отчитывается: «Всего произведено земляных работ в объёме 222 825 куб. сажень. Производится каменная кладка опор железного моста через реку Уводь отверстием 47 сажень. Станционные здания в основном построены, заканчивается их отделка. Производится укладка путей станций Ивановской и Шуйской, уложено 9 вёрст главного пути. На всём протяжении линии установлены телеграфные столбы с изоляторами». 24–25 июля все работы по сооружению дороги были осмотрены лично министром путей сообщения. 5 сентября в 5 часов вечера в Шую из Новок прибыл первый пробный поезд. И наконец — «15 сентября совершилось событие, давно всеми ожидаемое, — это открытие Шуйско-Ивановской железной дороги». Дорогу построили за один год и пять недель. «С экстренным поездом, — писали репортёры, — в 10 часов на станцию Московско-Нижегородская дорога — Новки прибыли его Высокопреосвященство Антоний, архиепископ Владимирский и Суздальский, его Превосходительство владимирский губернатор В. Н. Струков, владимирский губернский предводитель дворянства граф Н. Н. Апраксин, инженер, генерал-лейтенант барон Дельвиг, а также строители дороги: Горбов, Мамонтов, Бусурин, Ридель с приглашёнными ими гостями. Сюда же прибыл с депутацией от граждан Вознесенского посада посадский голова, почётный гражданин С. Н. Гарелин. В числе гостей, приглашённых на роскошный обед, были вице-директор департамента мануфактур и торговли действительный статный советник Ермаков, академик М. П. Погодин, секретарь американского посольства г. Куртин».

Хорошо, что так хорошо всё закончилось

А ведь судьба станции Шуя висела на волоске. Некоторых чиновников почтового департамента явно душила жаба. Они ратовали за прямую линию железнодорожных путей из Новок на Иваново, минуя наш город. Проект оптимизировали, сократив путь на 10 вёрст. Потрясающая экономия! Иван Иванович Попов лично доказывал в министерстве — проектируемая дорога должна проходить через Шую. Он назвал решение строительства железной дороги в обход Шуи «диким»: «Прошло время, когда дороги пролегали, как летают птицы. И бессмысленно обходить такие места, как город Шуя и целый мануфактурный округ Вичуга и такие сёла, как Дунилово и Васильевское». Предложенный вариант, по мнению автора, принесёт общую пользу. А затраты на прокладку лишних вёрст окупятся с лихвой.

Отдать должное, прогнозы рентабельности, приведённые Иваном Ивановичем, оказались верными. С 16 сентября по 1 ноября 1868 года перевезли 15 023 пассажира и выручили за провоз людей и за 3958 пудов багажа 10 820–50 рублей. За провоз разного груза — 19 450-90 руб. А в 1901 году со всех станций линии отправлено грузов 97 366 тонн. Число пассажиров, проезжающих по Шуйско-Ивановской дороге, рассчитывалось из числа выходящих на заработки — 240 тысяч человек в оба конца. И высчитано было без ошибки. За первый год эксплуатации проехало 224 449 тысяч человек, а в 1882 году — 241 812 пассажиров. Основной контингент — пассажиры 3 класса. Кстати, цены на билеты от класса комфорта были установлены с учётом доходов рабочего класса. Так что простому люду железная дорога была по карману. Билет от Иваново-Вознесенска до Шуи I классом стоил 87 коп., II — 65 коп., III — 36 коп.

Иван Иванович Попов для Шуи и Шуйской железной дороги сделал очень много. Как член акционерного общества, И. И. Попов пожертвовал немалые средства. И был 25 лет бессменным директором ветки Иваново-Новки. Когда первое здание вокзала перестало удовлетворять потребности перевозок, построил более просторный вокзал. А старую деревянную станцию перенёс в сторону и приспособил под жильё железнодорожников.

Заслуживает ли наш земляк большей памяти, нежели скромная доска на здании железнодорожного вокзала? Однозначно — да. Иван Иванович удостоен такого же признания заслуг, которое оказали ярославцы основателю Ярославской железной дороги Мамонтову. На привокзальной площади ему установили прекрасный памятник. Не думаю, что шуяне менее благодарны! Не будь в прошлом таких личностей, ратующих за общее дело, на пользу всем горожанам — в каком бы городе сейчас жили?

От 10 Сентября Любовь СМИРНОВА, фото автора и архивные материалы.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий