year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Октябрьский мост – связь берегов и поколений - «Местный спрос»

Октябрьский мост – связь берегов и поколений

История переправы через Тезу как в капле воды отразила историю Шуи, трагическую и героическую одновременно.

Октябрьский мост – связь берегов и поколений

Октябрьский мост – связь берегов и поколений

Октябрьский мост – связь берегов и поколений

Октябрьский мост – связь берегов и поколений

«Местный спрос» продолжает знакомить читателей с прошлым и настоящим городских мостов. Надо сказать, что Шуя не обделена количеством и разнообразием мостовых переправ через Тезу в сравнении с другими городами России. Общее число капитальных мостов у нас — шесть. И один сезонный — деревянный переход, так называемые Посылинские лавы. В то время как, например, в полуторамиллионном Новосибирске на весь город приходится всего восемь мостов через Обь. Вполне вероятно, что по плотности мостов на условный «погонный» километр реки в городской черте мы можем занимать одно из первых мест в России. Но вместе с этим возникают и не очень оптимистичные мысли. Кстати, озадачивающие администрацию города. Мосты — сложные технические сооружения, требующие немалых средств для содержания, периодического осмотра и устранения возникающих по разным причинам деформаций, трещин, ям, размывов…

К сожалению, в канун знаменательной даты — 90-летия со дня начала эксплуатации, Октябрьский мост, ныне ставший пешеходным, нуждается в серьёзном ремонте. Разрушена штукатурка верхних частей опор, плиты устоев смещены и в будущем году есть опасность размыва дамбы во время паводка, декоративная плитка наземной части разбита вандалами, яма со стороны площади Революции уже больше года остаётся без внимания коммунальщиков, клумбы задуманные, но не устроенные, не считая одной едва заметной. Без поддержки на федеральном и областном уровне все эти проблемы решить невозможно. Необходим тщательный осмотр и составление ПСД, технического задания на ремонт и поиск подрядной организации уже в этом году. Это справедливо и в отношении других мостовых переправ города.

Ещё жива в памяти шуян ситуация с закрытием Октябрьского моста в 2005-06 годах, когда Лихушинский мост стал единственной транспортной артерией города. И когда резко увеличилось время пути на работу, учёбу, в детсады. А с какими задержками прибывали по месту вызовов скорая помощь, пожарные и спасательные службы. С учётом увеличения расстояния, например, от Центрального рынка до автостанции на целых 6 километров, ощутимые потери несли перевозчики, а горожане почувствовали этот момент «своими кошельками». То есть одна «проблема моста» потянула за собой клубок других. Три с лишним года, пока не был сдан новый автомост, оказались настоящим испытанием для города!

Но гораздо больший шок пережили наши предки в августе 1875 года, когда в одну ночь лишились единственного в то время деревянного моста через Тезу, находящегося на месте нынешнего пешеходного Октябрьского.

А сжёг мост беглый солдат Солнцев, вообразивший себя борцом за справедливость методом террора. О Солнцеве известно немного. По всей видимости, он был увлечён идеями Сергея Нечаева – автора «Катехизиса революционера» (1869 г.) и соратника Михаила Бакунина. Имена Нечаева и Бакунина хорошо известны нам по школьным учебникам истории СССР. Но какое отношение Солнцев, сжёгший мост в Шуе, спросит читатель, имеет к Нечаеву? Отвечаем: идеолог беспощадного террора Сергей Нечаев – уроженец Иваново-Вознесенска – посещал курсы по катехизации в Шуйском духовном училище. Гордиться тут, правда, абсолютно нечем. Как известно, Сергей Нечаев стал прототипом Петра Верховенского, главного героя романа Ф.М. Достоевского «Бесы».

Но вернёмся к истории моста, сожжённого Солнцевым. Зачем, спрашивается, он сжёг единственную в Шуе на тот момент переправу, соединяющую две части города? Да Солнцев просто-напросто отомстил эксплуататорам! Ведь деревянный мост через Тезу в 1823 году был построен купцами Киселёвыми, а в 1837-м переправа была реконструирована на деньги Корнилова – тоже шуйского купца! После сожжения в 1875 году мост был заново отстроен, и впоследствии ремонтировался регулярно вплоть до окончания Первой мировой войны. Надо думать, опять на денежные средства «эксплуататоров».

В годы становления советской власти из-за нехватки денежных средств мост постепенно ветшал, пока не пришёл в полную негодность. И продолжалась эта ситуация аж до 1928 года, пока Иваново-Вознесенский губернский дорожный отдел, совместно с Шуйским горсоветом, не принял решение о постройке нового моста. на этот раз – железобетонного. Объявленный конкурс проектов принёс победу архитектору Н. М. Митропольскому. Прорабом строительства стал шуянин Николай Иванович Власов. Интересная деталь — вторым прорабом был Иван Максимович Суханов, военный инженер-мостостроитель с уникальным опытом наведения наплавных понтонных мостов в битве под Порт-Артуром в русско-японской войне. Именно он нашёл оптимальное решение в задаче по наведению временной пешеходно-транспортной переправы через Тезу, позволившей не прекращать движение на время строительства нового моста. Из 150 сорокаведёрных порожних бочек в кратчайшие сроки был возведён временный понтонный мост.

В августе 1928 года, как мы сказали выше, началось строительство нового моста. А в сентябре-октябре 1929 года строительство завершилось. Всего за год! Вот таким поистине героическим трудом приобрели мы уникальный мост, ставший не только свидетелем истории, но и объектом историко-архитектурного наследия. И наша важнейшая задача сегодня – беречь и сохранять это достояние. И не только для того, чтобы извлекать уроки из прошлого. А дабы не прервалась связь между берегами и поколениями.

От 16 Июля Гавриил АЛИЕВ. Фото: фонд ЛКМ К. Д. Бальмонта.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий