year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Подлинный возраст Шуи помогут определить москвичи - «Местный спрос»

Подлинный возраст Шуи помогут определить москвичи

К местным краеведам-археологам, поставившим цель пролить свет на истинный возраст города, подключатся столичные сверстники.

Подлинный возраст Шуи помогут определить москвичи

23 мая в Центре детского творчества состоялся областной семинар «Проблемы и пути развития туризма, краеведения и археологии в системе дополнительного образования в Ивановской области». В мероприятии приняло участие ученическое и студенческое сообщество, педагоги — преподаватели-предметники и дополнительного образования, члены Шуйского историко-археологического клуба «Клио» и туристического клуба «Шторм». Выступающие: Анастасия Федорина, научный сотрудник Института археологии РАН, один из руководителей суздальской археологической экспедиции; Александр Перевозников, к. п. н., учитель истории московской школы № 1468, руководитель научного общества учащихся; Илья Климашов, методист Ивановского областного центра развития дополнительного образования, руководитель туристического клуба «Лесной кот»; Ирина Комиссарова, методист Ивановского областного центра развития дополнительного образования, заместитель декана исторического факультета Ивановского государственного университета, доцент кафедры новой и новейшей истории; Игорь Вакурин, руководитель туристического клуба «Шторм» при ЦДТ; Ольга Несмиян, методист, руководитель археологического клуба «Клио».

Было интересно послушать этих увлечённых людей, специалистов в своём деле. Но, как оказалось, на пути изучающих археологию и краеведение детей громоздятся препятствия, созданные новой системой образования. Эти «дикие» с точки зрения здравого смысла препоны можно обозначить тремя словами — диктат рыночных отношений. Финансовая составляющая рыночных условий насквозь пронизывает образовательные программы и подходы. Спустя годы реформ в образовании стало очевидно, что мы воспитали целое поколение потребителей — неграмотных, а зачастую и неотёсанных. Но школа в этом не виновата, поскольку она выполняла государственное задание — воспитывать не гармонично развитую личность, как в СССР, а грамотного потребителя. Поэтому познание истории родного края образовательными стандартами как-то не особо предусмотрено. Естественно, изучение краеведения и тесно связанной с ним археологии спихивают за формат учебной деятельности в расчёте на совесть и энтузиазм педагогов-подвижников. Собравшиеся в зале ЦДТ, по всей видимости, готовы преодолевать на пути развития детей всё: и финансовые трудности, и законодательные нестыковки. И всё для того, чтобы вовлекать школьников в интересное и познавательное дело — изучение истории страны и малой родины.

Анастасия Николаевна Федорина доходчиво объяснила, где в современной археологии есть место школьникам и студентам. В первую очередь, выявлять и локализовать памятники древности в родных сёлах и городках. Практически каждое поселение и каждый город в центральной части России, не исключая нашу область, возникли в Х-ХI вв. и существуют на протяжении тысячи лет и поныне. Молодые силы, привлекаемые на экспедиционные раскопки, помогут узнать, как функционировали и развивались конкретные сёла и города. В качестве примера приводилась экспедиция с участием школьников в деревню Гнездилово. Находок там выявлено предостаточно.

Александр Перевозников делился своим опытом. Поскольку, как он сказал, современные учебники истории сложны, материал обтекаем и не конкретизирован, педагог практикует для своих учеников уроки археологии на пришкольной территории, на свежем воздухе. Во-первых, это увлекательно и наглядно, во‑вторых, мотивирует детей на самостоятельный поиск. Ученики Перевозникова от археологии логично переходят к краеведению и истории родного края. Московский учитель в игровой форме заинтересовал своих учеников историей Москвы. Краеведческие кружки, по его мнению, не оправдали себя, поэтому упор им сделан на создание школьного научного общества. Это помогло выйти за рамки образовательных программ и увлечь ребят в мир исторических знаний. Педагог-новатор отказался и от практики обычного туризма, когда школьники лишь присутствуют на экскурсиях, уткнувшись в телефон, но использовал такую форму экскурсий, как «образовательный туризм», чтобы дети, выполняя задания, стремились к поставленной цели и накапливали на этом пути знания предмета.

Но организация экспедиции — это личная инициатива преподавателя за его же счёт. Преодолеть финансовую коллизию помогла русская глубинка. Ведь если, к примеру, отправиться изучать итальянские памятники древности, то дети из малообеспеченных семей, коих в нашей стране 80 процентов, окажутся аутсайдерами. А поездка в Шую не столь обременительна для родителей. Тем более, что на шуйской земле есть что покопать. И есть интереснейшая задача. Чего стоит только поиск доказательств подлинного возраста Шуи! Московские школьники готовы в этом нам помочь.

Илья Юрьевич также коснулся темы участия детей, обучающихся в объединениях дополнительного образования, в различных всероссийских туристических и краеведческих конкурсах. Как выяснилось, среди подавляющего большинства всех этих платных (!) конкурсов всё же нашлась пара бесплатных и доступных мероприятий. Мне любопытно было узнать, что наши ивановские школьники до тех пор, пока не ввели президентские премии, входили в десятку лучших конкурсантов. А введение денежных наград ввергло наше беспристрастное судейство в соблазн: сегодня нередко побеждают посредственные работы. Но не стоит обращать внимание на сребролюбие отдельных членов жюри, ведь принцип «главное не победа, а участие» сохраняется. А для детворы с периферии побывать на подобных мероприятиях — событие исключительное по своей значимости.

Ирина Комиссарова затронула тему участия в областных краеведческих чтениях. Говорилось о тематике, критериях отбора и распространённых ошибках детских работ. Не очень стало понятно, отчего некоторые моменты считаются ошибками. К примеру, краеведческую работу, посвящённую истории шуйского хозяйства — совхоза Ильича, посчитали местами ошибочной. Но в своём реферате школьник – надо полагать, при содействии педагога – поставил цель на примере конкретного совхоза осветить развитие села от коллективизации к частному предпринимательству. Возможно, определение цели конкурсной работы и не отвечают требованиям современной науки, но взгляд на историю своей деревни, от её процветания — к забвению и заброшенности, это ведь краеведение в чистом виде, и при этом — честное.

Игорь Вакурин рассказал о развитии спортивного туризма в Шуе. Ольга Несмиян — о достижениях юных шуйских археологов. Далее в формате дискуссионной площадки участники конференции пришли к выводу, что подобные встречи единомышленников полезны и необходимы.

От 28 Мая Любовь СМИРНОВА, фото автора.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий