year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Зимние дороги на селе: как проехать, как пройти? - «Местный спрос»

Зимние дороги на селе: как проехать, как пройти?

Корреспондент «Местного спроса» изучила состояние сельских дорог в Шуйском муниципальном районе.

Зимние дороги на селе: как проехать, как пройти?

Зимние дороги на селе: как проехать, как пройти?

Зимние дороги на селе: как проехать, как пройти?

Изучали мы дорожную ситуацию в ходе рейда по сельским дорогам совместно с сотрудниками ЖКХ Шуйского муниципального района, с руководителями поселений, с подрядчиком и местными жителями и, конечно, с депутатом Ивановской областной Думы Сергеем Шестухиным и активистами ОНФ.

Да, зима в этом году выдалась, как говорят коммунальные службы, «аномально снежная». Но мы же в России живём, а у нас обильные снегопады и метели — явление обыкновенное. А вот малоснежные зимы, скорее, исключение, чем правило. В лучшие годы «развитого застоя» снегоуборочная техника постоянно колесила по сельским дорогам и боролась со снегом. Только один раз на моей памяти я опоздала к началу занятий, пробираясь в школу по пояс в снегу. Ну, а что в наши дни?

Главные районные трассы, соединяющие населённые пункты, в неплохом состоянии — снег удаляется с проезжей части практически до асфальта. Иначе нельзя — прекратится автобусное сообщение. Но дороги на территории сёл и деревень чистятся как бы неохотно. Во всяком случае, автомобили даже с достаточно высокой посадкой скребут днищем снеговые бугры. Складывается впечатление, что ротор проходил лишь после первого обильного снега, а впоследствии машины сами накатывают колеи в намеченном направлении. Особенно заметны снежные навалы при съездах с основной трассы к деревням. И если ширина очистки муниципальных дорог не вызывает нареканий, то ширина внутридеревенских направлений не превышает порой и двух метров. Проехать на транспорте, конечно, можно, но желательно иметь при себе лопаты. Остановившись в деревне Новая, мы не смогли полностью открыть дверь внедорожника, а выбравшись из салона, утонули в сугробе по колено. Жители села Сергеево подтвердили, что ситуация эта достаточно распространённая, если не повсеместная. Нам рассказали, что застрявший на проезжей части села автомобиль пришлось откапывать. Жители деревни Никитинское раскрыли секрет бездорожья в своём населённом пункте — снегоочиститель, оказывается, доезжает только до деревни. В деревне Алешово, напротив, дороги в приличном состоянии — здесь проживает человек с личным трактором. Проезд по селу Китово тоже в удовлетворительном состоянии.

Подытожим: за проезд между деревнями отвечает руководитель района, а внутри деревень — главы поселений. Но, в конечном счёте, снегоуборка — в зоне ответственности главы района. Так было и в прежние времена. Но сейчас что-то изменилось…

Начнём с муниципальных полномочий. В течение года, согласно федеральному законодательству, муниципалитет на уборку снега разыгрывает два тендера: в ноябре-декабре — первый, в январе-апреле — второй. Все без исключения межпоселенческие дороги объединяются в один лот, несмотря на то, что желающих приобщиться к процессу «борьбы со снегом» предостаточно. На январь, к примеру, на уборку снега заявилось пять организаций. Победил один предприниматель, предложивший более дешёвые услуги. Но, как известно, дёшево — не всегда хорошо. Может быть, целесообразнее дробить один лот на несколько лотов, чтобы уборка производилась более качественно, а главное — своевременно? Оказывается, данный путь невозможен в принципе по причине установленных ФЗ временных рамок и вороха необходимых документов. Это только обычные граждане вправе нанять за деньги тракториста и расчистить себе проезжую часть. А в государстве эти вопросы забюрократизированы. В итоге жители не довольны: хотелось бы лучше.

Но продолжим разбираться с дорожными ГОСТами. Контрактом предусмотрено строгое количество расчисток: в ноябре-декабре их было пять. А с 1 января до окончания срока — 13. Допускается 10-процентное увеличение финансирования, учитывая снежность зимы, за добавочную расчистку. На первый контракт выделялось около 700 тысяч рублей, на второй — порядка 2 миллионов. Судя по прошлым зимам, с оплатой всё было хорошо. Но в этом году на начало февраля уже было израсходовано более половины выделенных на расчистку дорог денежных средств. А зима, между тем, и не думает закругляться. При этом неиспользованные в предыдущем периоде финансы (малоснежные ноябрь и декабрь) перекинуть во вторую половину зимы 44-й Федеральный закон запрещает. Обильные и частые снегопады усугубили положение дел, но район, как нас заверили, всё же справится со снежными заносами.

Подрядчик, отвечая на вопрос наших читателей о том, почему не в тот же день после снегопада техника приступает к уборке проезжей части, сослался на «внутреннюю кухню» снегоуборки. В частности, его техника приступает к расчистке по звонку из районной администрации. В арсенале подрядчика 17 единиц снегоуборочной техники, которая успевает работать по всем направлениям, так как снегоочистители базируются как в Шуе, так и в Дунилове. Только на одном из маршрутов подрядчик привлекает субподрядчика. Наиболее проблемными являются участки с открытой местностью, в частности, Колобово — Дорожаево. И что касается выгоды, то при расценке 1200 рублей за километр дороги и стоимости солярки в 45 рублей — выгоды немного.

Мы поинтересовались в МУП ЖКХ качеством выполняемых работ. По словам Сергея Казарина, начальника отдела муниципального хозяйства и градостроительной деятельности администрации Шуйского района, в ходе рейдов были выявлены огрехи и выставлены подрядчику претензии. Подрядчик за свой счёт повторно расчистил участок дороги Сергеево — Красноармейское, расширив проезжую часть и ликвидировав снежные завалы, препятствующие проезду. Как раз эту дорогу и обслуживает субподрядчик, но, как сказал Сергей Павлович, вся ответственность за качество расчистки полностью лежит на подрядчике, который обязан просчитать каждую мелочь — количество имеющейся у субподрядчика техники, её мощности. Малые трактора, как правило, не справляются при больших снегопадах — отвалы не уходят в сторону, а через ножи переваливаются обратно на дорогу, образуя месиво.

Планируют, ломают голову и оценивают обстановку на дорогах поселения их руководители. Одна из самых больных проблем — ограниченность в средствах. Страшно далёкая от народа федеральная власть с пертурбацией полномочий подпортила сельчанам жизнь. Перераспределение денежных средств происходит по принципу «не до деревни». Финансы на содержание «деревенской» дорожной сети выделяет поселениям муниципалитет. Немного — в пределах 130-150 тысяч рублей на каждое. Тут вам и расчистка от снега, и подсыпка щебнем, и скашивание травы.

Главы поселений гадают — сколько выделить из выделенной им «краюшки» на снегоуборку, дабы избежать перерасхода. Угадал — в шоколаде: ни рубля не зависло. Ведь за нецелевое расходование бюджетных средств можно попасть под статью. И выходит — лучше сократить траты, чем завысить, поэтому закладывают в бюджет впритык и экономят на всём.

С подрядчиками в поселениях заключаются прямые договора. Оплаты повременные: полторы тысячи за час. Законодательством не запрещена подобная «экономная» форма хозяйственной деятельности. Со слов глав поселений, временные затраты по каждому населённому пункту определены опытным путём, а молодые руководители анализируют ситуацию, высчитывают и контролируют трактористов, используя спутниковую службу ГЛОНАСС.

В этом году четыре поселения заключили договор с тем же подрядчиком, который работает по муниципальным дорогам. Опять же – из-за пресловутого безденежья, чтобы не гонять трактора, оплачивая по часам порожняк на дальние расстояния. До передела полномочий у глав поселений было больше возможностей тратить на расчистку дорог от снега. Особенно «гладкими и комфортными» были дороги в тех населённых пунктах, где проживали трактористы с техникой. Увы! Теперь всё — в рамках закона…И вывод лежит на поверхности: не погода диктует, а финансы. И «бездумный» закон порождает бардак. Далеко за примером ходить не пришлось. 13 февраля обильный снег валил весь день. Уже к 17 часам на федеральных трассах появилась снегоуборочная техника. Муниципальные и сельские пути начали расчищаться только спустя сутки после федеральных трасс.

Но, как расказали жители Остапова, дороги в посёлке расчистили и по долгу, и по совести. Тракторист даже обещал вернуться и подчистить небольшие огрехи. Но радость была недолгой — 15 февраля с самого утра вновь начался снегопад и все показатели испортил напрочь…

Сельские дороги согласно ГОСТам

Законодателями разработаны допустимые нормы к зимнему содержанию дорог в зависимости от их категории. Группа А — дороги с чистой на всю ширину проезжей частью. Б — дороги с чистой серединой проезжей части. В — дороги с уплотнённым снегом на проезжей части. Также определены сроки очистки дорог с момента окончания снегопада до момента завершения работ — 3.5 и 6 часов. Максимальная ширина очищенной поверхности дороги — 7.5, 7.0 и 6.0 метров. Максимальная толщина слоя рыхлого снега на поверхности дорог — 20, 30 и 40 мм, а максимальная толщина уплотнённого слоя снега проезжей части на всех дорогах — 5 см.

Нормы для дорог местного значения

Допустимая толщина уплотнённого снега на обочинах таких дорог не более 20 см, срок проведения работ по расчистке — от 24 до 48 часов, максимальная толщина уплотнённого снега на проезжей части — 50 мм. Прямо скажем — требования жёсткие, и соблюдаются они со скрипом.

На территории Шуйского района 351 дорога общей протяжённостью 263689 км. Как нам пояснили в администрации Шуйского муниципального района, расчисткой дорог между населёнными пунктами (суммарная протяжённость 134569 км) занимается муниципалитет. Внутри населённого пункта (суммарная протяжённость 129 тыс. км) — непосредственно поселения.

От 19 Февраля 2019 года Любовь СМИРНОВА, фото автора.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий