year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Шуйская Смоленская икона Богоматери снова исчезла - «Местный спрос»

Шуйская Смоленская икона Богоматери снова исчезла

Государственный исторический музей в городе Москве обратился в полицию с заявлением о пропаже древней иконы.

Шуйская Смоленская икона Богоматери  снова исчезла

В августе 2018 года ценная икона вернулась в фондохранилище после экспонирования в Мурманском художественном музее. Однако через некоторое время, когда образ хотели достать для плановой выставки, оказалось, что он исчез. Время пропажи иконы точно неизвестно. После проведения внутренней проверки музей обратился в правоохранительные органы. В настоящее время полиция начала собственную проверку по факту пропажи иконы.

Следует отметить, что это реплика иконы, т. е. точная копия, выполненная несколько сотен лет назад. Настоящая икона Шуйской Смоленской Божией Матери бесследно исчезла в 1939 году из Воскресенского собора города Шуи. Местонахождение её до сих пор неизвестно. Как пояснил нашей редакции известный шуйский краевед Игорь Смирнов, только в Третьяковской галерее, куда недавно он ездил, в настоящее время находится в фондах 15 копий иконы Шуйской Смоленской Богоматери, выполненных в разное время (XVII-XIX вв.) и разными мастерами-иконописцами. Но даже копии самой известной чудотворной иконы Шуи имеют огромную историческую и художественную ценность.

Наша справка

Шу́йско-Смоле́нская ико́на Бо́жией Ма́тери (также Шуйская икона Божией Матери) — почитаемая Русской православной церковью чудотворная икона Богородицы с младенцем Христом на руках, относящаяся к типу Одигитрия. Святыня города Шуи из Воскресенского собора, с написанием которой связывают избавление Шуи от эпидемии чумы в 1654 году. С 1930-х годов считается утерянной.

Историю обретения святыни описывает литературный памятник XVII века — «Сказание о иконе Богоматери Шуйской» (или «Сказание о чудесах бывших от Шуйско-Смоленской иконы Божией Матери»). В страдающей от чумы Шуе один из прихожан весьма бедного деревянного Воскресенского храма предложил «во избавление от постигших их бед и несчастий» всем приходом собрать деньги для написания нового списка иконы Смоленской Божией Матери, которая покровительствовала Воскресенскому храму. Если к этому времени весть об освобождении Смоленска от поляков уже достигла Шуи, то это было дополнительным поводом к написанию Смоленского образа. Работа была поручена Герасиму Тихоновичу Иконникову, потомственному иконописцу, кисти которого принадлежал, например, местночтимый образ Владимирской Богоматери из села Взорнова близ Шуи. Стоит отметить, что в XVII веке Шуя была одним из местных центров иконописания.

Местное предание, не приведённое в Сказании, гласит, что первое чудо иконы произошло ещё на этапе её создания. На следующий день после того, как Герасим нанес на доску прорись, он обнаружил, что чудесным образом изменилось положение ручек и ножек Иисуса. Мастер исправил изображение в соответствии с каноном Богоматери Смоленской, но через день вновь обнаружил то же изменение. Иконописец более не осмеливался исправлять образ и объявил горожанам о случившемся как о проявлении Промысла Божия, а поражённый и испуганный народ с благоговением прославлял Бога. Согласно Сказанию, после того, как икону разместили в Воскресенском храме, в местном ряду слева от царских врат иконостаса, от неё исходило яркое свечение. Кто сколько мог, прихожане приносили деньги на украшение новой иконы. В течение нескольких дней с момента принесения иконы в храм люди целыми семьями приходили на каждую службу, истово молились и только после этого чума стала отступать, сначала среди прихожан Воскресенского храма, а затем полностью покинула город. По данным краеведа В. А. Борисова, в результате эпидемии погибла почти половина населения города, в том числе Герасим со своей семьёй. Надпись в часовне, построенной в 1655 году в память об эпидемии, указывает, что она продолжалась в Шуе с 1 сентября по 12 октября 1654 года. То есть икона была написана в 1654 году. Однако некоторые источники годом создания иконы называют 1655 год.

В 1666 году начались новые чудотворения вокруг иконы. Первое из них произошло в понедельник или вторник Светлой седмицы. Чудеса были зафиксированы в т. н. «описаниях чудес». Собственно, само Сказание, описания чудес, а также «Похвальное слово Шуйской иконе» составляют единый литературный цикл. Разные списки описаний упоминают от 40 до 85 чудес, начавшихся в 1666 году. Чудеса представляли собой исцеления от болезней глаз, психических и умственных расстройств, от других недугов. Наибольшее число исцелений зафиксировано 28 июля 1666 года (день празднования иконы Смоленской Божией Матери) и в следующий день. По инициативе шуйского духовенства была составлена челобитная царю Алексею Михайловичу, сообщавшая о событиях вокруг иконы. В приложенном к ней перечне («роспись чудес») речь шла о 103 чудесах. Накануне 28 июля 1667 года по указу царя и с благословения патриарха Иосафа II в Шую прибыла возглавляемая архиепископом Стефаном комиссия для установления подлинности чудес. Комиссия, опрашивая утверждавших об исцелении, а также их родственников и соседей, пришла к неоднозначным выводам, тем не менее многие чудеса подтвердились, икона была признана чудотворной и получила название «Смоленская-Шуйская Богоматерь». Отчёт комиссии опубликован в «Книге свидетельств чудотворнаго образа Пречистыя Богородицы Одигитрия чудесем, что в Шуе». Воскресенская церковь вскоре сделалась соборной, а икона стала её главной святыней и приобрела широкую известность в России, особенно в Верхневолжье и Поочье. 1666—1667 года ознаменовались победой России в Русско-польской войне, по результатам которой Смоленск присоединялся к России, и созванием Большого собора, который осудил Никона, но подтвердил правильность начатых им реформ. Не исключено, что отправкой делегации к Шуйско-Смоленской иконе власти решили отметить достижения в военной и духовной сферах, а чудотворения вокруг иконы могли бы быть восприняты как благословение свыше на проводимую в государстве политику.

Шуйский краевед П. И. Гундобин в 1862 году опубликовал одну из поздних рукописей Сказания вместе с описанием Воскресенского собора. В 1883 году Сказание опубликовано в современном переводе иерея Воскресенского собора Евлампия Правдина.

От 24 Января Подготовил Владимир БАБАЙКИН.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий