year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Наполнится ли фарватер Тезы быстроходными речными судами? - «Местный спрос»

Наполнится ли фарватер Тезы быстроходными речными судами?

Модернизация и сооружение двух гидроузлов Тезянской шлюзовой системы близки к завершению.

Наполнится ли фарватер Тезы быстроходными речными судами?Наполнится ли фарватер Тезы быстроходными речными судами?Наполнится ли фарватер Тезы быстроходными речными судами?Наполнится ли фарватер Тезы быстроходными речными судами?Наполнится ли фарватер Тезы быстроходными речными судами?Наполнится ли фарватер Тезы быстроходными речными судами?Наполнится ли фарватер Тезы быстроходными речными судами?

2 октября депутат Государственной Думы Алексей Хохлов и депутат областной Думы Сергей Шестухин ознакомились с ходом строительных работ водных объектов. Народные избранники в сопровождении представителей ФГУ «Верхневолжскводхоз» (заказчик), ООО «Уютный двор» (подрядная организация) и СМИ посетили гидротехническое сооружение № 2 в районе деревни Польки и гидротехническое сооружение № 3 в посёлке Хотимль.

В начале повествования ещё раз обратимся к истории. Единственной в своём роде Тезянской шлюзовой системе 180 лет. Зарождалась она в 1834 году. Наши предки возвели на реке пять деревянных судоходных шлюзов с водоподъёмными плотинами и отводными каналами, с гатью и бичевыми мостами, а также со служебными домиками, которые сегодня с лёгкостью можно отнести к своеобразным постройкам. Все шлюзовые камеры имели одинаковые габариты: длину в 10 сажен, ширину в 2 сажени (примерно 21,3 м х 4,2 м) и глубину в один аршин (72 см), за исключением второй шлюзовой камеры, у которой глубина не была соблюдена. Первую навигацию открыли 10 июля 1837 года. Судоходный участок охватывал 89,2 км и пролегал от города Шуи до устья. На весь цикл строительных работ затратили в царское время 80 тысяч 609 рублей. В 1910 году хозяева реки приобрели специальную компактную землечерпалку «Тезянская 1», которую использовали в основном на Холуйских мелях, углубляя дно и поддерживая глубину до 85 см. Итак, небольшие плотины сдерживали и контролировали водный поток Тезы и поддерживали судоходство, а шлюзовые камеры обеспечивали переход судов из одного бьефа в другой.

Свою первую реконструкцию тезянские сооружения пережили в двадцатых годах прошлого столетия. Тогда плотины перестроили, но сохранили их деревянными. А вот конструкции шлюзовых камер оставили первоначальными, заменив лишь ворота и надводные лицевые пластинные стены на более прочные. Кроме того, укрепили берега вдоль сооружений, «опоясали» земляные склоны брёвнами, деревянными настилами выстлали мостовые. В 1929 году спрямили кривое колено реки между вторым и третьим шлюзами, построив искусственный канал, сократив тем самым навигационный путь на 11,2 км. В дальнейшем шлюзовая система, обеспечивая судоходство на Тезе, функционировала без переделок, содержалась в идеальном состоянии и работала безаварийно. Даже во время Великой Отечественной вой-ны проводился текущий ремонт сооружений.

А 90-е годы судоходство Тезы встало на якорь. В 1994 году, когда хозяин реки, «канал имени Москвы», отказался от нерентабельной Тезы, быстроходная, изготовленная специально для крошечных шлюзов, укороченная «Зарница» всколыхнула речную гладь в последний раз. И створки ворот всех пяти шлюзовых камер наглухо заколотили.

Гидроузлы поддерживали некоторое время в рабочем состоянии, но неизвестно зачем. В результате бесхозности и экономии средств сооружения дышали на ладан. И неудивительно, что в 1996 году весенним паводком смыло часть плотины гидросооружения № 3. Уровень грунтовых вод в акватории Тезы резко упал, «обмелели» колодцы с питьевой водой. То ли опомнились в кабинетах, то ли руководитель нашёлся с пониманием, что реку, хотя бы как источник питьевой воды, нужно немедленно спасать. В 2010 году приступили к реанимированию шлюзовой системы. Четвёртый и первый гидроузел ввели в эксплуатацию в 2009–2011 гг. Шлюз № 5 решили сохранить в деревянном исполнении, как памятник «инженерного искусства наших предков». А для второго и третьего гидроузлов час икс уже не за горами.

Делегация осмотрела, как ведутся восстановительные работы гидрокомплексов, каждый из которых представляет собой плотину, шлюзовую камеру и административные постройки, так называемые «вагончики» для сотрудников, обслуживающих объект, и его охраны. Как пояснили строители, автомобильный проезд и проход по мостовому переходу плотин не предусмотрен проектом. Этот «особо опасный объект» будет ограждён. Хотя, к слову, после реконструкции плотины должны были стать проезжими с одного берега на другой. Во всяком случае, об этом писалось в региональных СМИ. Да и по умолчанию плотины всегда являлись мостами. Это обычное дело, иначе каким образом перебраться с одного берега на другой.

Обозреть грандиозные по местным меркам сооружения нам удалось с самой высокой их точки. Впечатлило! Взору открылась и величавая красота речных просторов, и мощь строительства. Ревущие в котловане экскаватор и самосвал с высоты птичьего полёта казались игрушечными, а несколько рабочих в оранжевых жилетках напомнили усердных «гарантийных человечков». На данный момент готовность гид-роузлов — 80%. Водосливные плотины из железа и бетона возведены. Завершается строительство судопропускных шлюзовых камер. Их параметры выдержаны в соответствии с петровскими. Глубина заложенного основания шлюзов обеспечивает пропуск судов с осадкой в 80 см. Формируется входящее русло. Остаётся за малым — установить оборудование, подключить автоматику и одеть в асфальт прилегающую территорию. Обещано — в ноябре пустить водоток через новые сооружения. А к «летней навигации» перерезать красную ленточку. На работы выделено порядка 320 миллионов федеральных рублей. И по завершению модернизации на Тезе введут в строй сбалансированную каскадную гидросистему, исполненную в едином архитектурно-стилевом решении.

Галина Зотова, начальник отдела эксплуатации гидротехнических сооружений ФГУ «Верхневолжскводхоз», отвечая на вопрос, а какова цель серии столь грандиозных плотин, назвала несколько направлений их применения.

— Одна из задач — сохранение экологического состояния водной артерии. Теза отличается особенностью водного режима, — пояснила нам Галина Илларионовна. — Летняя межень может иметь объём стока 5 кубов, а в паводок этот объём возрастает до 800 кубов. За счёт такой большой разницы уровень воды или поднимается на 5 метров, или опускается до 70 см. Регулирование уровня воды — одна из функций системы плотин. Вторая задача — обеспечение благоприятных условий для жизнедеятельности речной фауны. И самое важное значение — водообеспечение населения, живущего в акватории реки.

Теоретически предполагается, что благодаря плотинам, расположенным каскадом, одна за другой на равных расстояниях, оживится не только Теза, но и маленькие речушки и ручейки, а колодцы сполна наполнятся питьевой водой. И возможно, когда в стране завершится бардак, полноводная голубая артерия пригодится для будущих промышленных и сельскохозяйственных предприятий четырёх районов. Но как использовать непосредственно сами шлюзы? Ведь они полтора века служили судоходству. Этот вопрос будоражил не только нас.

Алексей Хохлов, подчеркнув водохозяйственные функции практически новой гидротехнической системы, добавил, что Шуя получила новый импульс в плане развития. И речь о водном туризме зашла не случайно. Старшее поколение ещё помнит, какое незабываемое впечатление производил на пассажиров проход судов через шлюзовые камеры. Процесс шлюзования не менялся со времён постройки. Но даже современное шлюзование с использованием автоматики вызовет любопытство и огромный интерес. А природа? Плыви и любуйся красивейшими берегами, на высоких косогорах которых селения и храмы. Только внезапно открывающийся вид из-за крутого поворота на Воскресенско-Фёдоровский монастырь села Сергеева заставит туристов вновь отправиться на прогулку. Круизы на маломерных судах по живописной Тезе с посещением уникальных действующих шлюзов, бесспорно, привлекут и своих, и заграничных путешественников. Этим шансом грех не воспользоваться и приложить усилия для возвращения навигаций. Иначе какой смысл во всех этих восстановленных шлюзовых камерах, если применить их нельзя.

Завершая осмотр гидроузлов, депутаты обсудили условия возрождения судоходства на Тезе. Среди прочих выделили поиск инвесторов и проведение работ по углублению русла реки. Прежняя карта фарватера сохранена, подкорректировать данные не составит труда. Но для этих целей необходимо приобрести земснаряд со всем необходимым оборудованием, который станет «собственностью реки».

От 9 Октября Любовь СМИРНОВА, фото автора.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий