year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Мардасская волость - «Местный спрос»

Мардасская волость

К северу и северо-востоку от Шуи по берегам рек Мардас и Теза разбросано немало больших и малых деревень, основанных еще в XVI-XVIII веках. Эта группа деревень и входила в состав Мардасской волости.

Мардасская волость

Впервые волость упоминается в 1620 году в «Сошной грамоте и росписи в складной книге письма и дозору Ивана Наумова да подьячего Матвея Лужина, да Артемия Хвостова». В них говорится, что Мардасская волость состоит из села Дунилова и 36 деревень. Волость имеет 99 пустошей с большим количеством земли пашенной, покойной и огромного количества лесов. В селе Дунилове насчитывается 262 двора, в которых проживает 296 душ «мужского полу». К первой половине XIX века Мардасская волость значительно возросла. На ее территории в 40 деревнях уже проживало более 4 тыс. человек. Волость управлялась дворцовыми стряпчими и приказчиками, жившими в Дунилове.

В царствование Петра I Дунилово с Мардасской волостью было передано во владение боярина Федора Абрамовича Лопухина (тестя Петра I), а перед отменой крепостного права последними ее владельцами были помещики князь Меньшиков и гвардии капитан Нарышкин.

Пространство, занимаемое волостью, имело форму треугольника. Середина этого треугольника разделяла волость на два ската от вершины Яковлевской горы. По обе стороны торгового тракта из Шуи на Кострому и Кинешму густо рос сосновый и еловый лес.

Вид с Яковлевской горы был живописен. Взорам людей с вершины ее представлялись леса, пашни, речки: Теза, Мардас, Елюшка, озерковское озеро. В окружении этой идиллии и стояли деревеньки. Когда в Шуе создали пожарную команду, вскоре на этой горе был установлен и пожарный пост на вышке в 30 саженей. Вахту несли пожарные из Шуи. Дежурная лошадь всегда была под рукой. Лесные пожары в те времена случались довольно часто. Вахта носила сезонный характер, зимой на вышке никого не было. Существует поверье, что сообщения о пожарах ночью подавались свечой, а днем в солнечную погоду с помощью зеркал. Но этот факт подтвердить не удалось. Да и зачем ночью зажигать фонарь, видимый из Шуи, если зарево от пожара и так было видно. Основным же занятием крестьян было землепашество и скотоводство. В деревне Воронеж даже вывели свою породу овец. Урожаи ржи и ячменя снимались низкие. Запасов не хватало до следующего урожая. Потому-то в каждом доме, чтобы прокормить семью, занимались каким-либо подсобным ремеслом. Деревня Савкино славилась на всю округу своими кожаными сапогами, в Качалове, Черневе и других деревнях ткали материал из бумажной пряжи. Ткачеством занимались исключительно женщины и незамужние девицы. В каждой избе стоял деревянный ткацкий стан. 5-6 тысяч кусков ткани вырабатывали за год жительницы Деревень Мардасской волости. Сами ходили в своих изделиях, но большую часть отправляли в Шую, Дунилово, Васильевское, продавали местным фабрикантам.

Примечателен один эксперимент, проведенный в деревне Батырёво. Как-то год попробовали прясть пряжу из тополиного пуха. И что вы думаете? Получилось, правда, когда потом нашили рубах, по всему телу сыпь пошла, и от этой затеи отказались, а рубахи сплавили заезжему костромскому купцу. Про аллергию тогда и слыхом не слыхивали.

Помимо ткачества, процветали и другие ремесла. В Перемилове почти все занимались варкою сусла, ячменного кваса и выделкой солода. Для помола ячменя строили ветряные мельницы. Некоторые крестьяне занимались столярным мастерством. А кто-то готовил картофельную муку-крахмал. Имеющие лошадей доставляли товары и топливо для шуйских фабрик и горожан.

Мне самому долго было не понятно выражение «бессмертные дрова». И лишь спустя много лет я узнаю, что лучшие дрова продавали на дровяном рынке в Шуе крестьяне из деревни Кащеево. Видимо, они (т.е. дрова) ассоциировались у покупателей со сказочным Кащеем Бессмертным.

В деревнях Чернцы, Ломы, Вершинские Дворишки, Лесная Демёновка некоторые крестьяне имели свои кожевенные заводики, вырабатывали на них в течение года до 25 тысяч штук кож, а также выпускали черную сапожную кожу. Много сафьяна, юфти, хрома отправляли для продажи в Москву, Кострому, Нижний Новгород.

Жители волости и сами были неплохими торговцами. Ездили они в Костромскую губернию, где закупали для распродажи в Шуе, Дунилове, Тейкове, Лежневе, Холуе, Васильевском знаменитый ветлужский холст. Зимой ездили в Заволжье, где покупали рогожу, циновки, сбрую, кадки, сундуки и прочую утварь. Все это влет уходило на базарах Шуйского уезда. Позднее появились и торговцы медом, пряниками, фруктами, орехами. За этим ездили в Казань, на Украину, на нижнюю Волгу.

Наиболее распространенным занятием среди мардасовцев было изготовление сит и решет для просеивания муки. Ремесло это существовало с незапамятных времен и передавалось из поколения в поколение. Материалом для сит служил конский волос. 240 тысяч сит выпускали ежегодно.

Лучшие мочалки и мочальные щетки делали в деревне Пырьевка. Ныне лип там почти не осталось - вот таковы издержки промысла.

Мардасская волость и ее кустарные промыслы - дела давно минувших дней. Сейчас это территории Введенской и Перемиловской сельских администраций. Новые времена, новые занятия. Лишь трудолюбие русского человека остается неизменным. И это залог того, что не умрут деревни бывшей Мардасской волости, а возродятся. И будет гордиться нашим краем вся Россия-матушка.

От 18 Сентября Владимир БАБАЙКИН, член Шуйского краеведческого общества

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий