year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Герб гербу – рознь - «Местный спрос»

Герб гербу – рознь

Когда создавался Шуйский герб, кстати, только третий среди городов земли ныне ивановской, никто и не мог предположить, что спустя столетия изображение бруса мыла на Шуйском гербе вызовет столь бурную дискуссию. Оправдывает ли сейчас, в 21 веке, то, что изображено на гербе, историю земли Шуйской? Многим шуянам, думаю, будет интересно узнать, как вообще создавались гербы городов государства Российского.

Герб гербу – рознь

Геральдика, или гербоведение,— почти забытая теперь наука. Тех, кто знаком с ней, буквально можно перечесть по пальцам: историки, архивисты, археологи, нумизматы да просто любители истории, коллекционеры.

Первые гербы появились в Западной Европе еще в XI— XII веках, в эпоху так называемых крестовых походов. Их главное назначение было весьма своеобразным: на традиционных рыцарских турнирах герольд — так называли распорядителя турниров (отсюда и название «геральдика») — по специальным знакам различал рыцарей. Затянутый с головы до ног в железные доспехи рыцарь ставил свой знак на щите. Позже знаки стали передавать по наследству и их стали называть гербами. На Руси гербы появились значительно позже — в XVII веке.

В этой статье рассказывается об истории создания гербов некоторых русских городов.

В старой России было более 600 городов. И все они — от больших до самых малых — имели свои гербы. Герб был неотъемлемой мастью городской жизни. Несколькими фигурами составители стремились отразить в нем то главное, характерное, что было присуще данному городу. Перелистайте страницы старого гербовника, и перед вами, как в калейдоскопе, пройдут яркие, красочные картинки далекого прошлого. В них и красота нашей родной земли, и богатства ее лесов, вод, недр, и образы народных сказаний, и труд людей, и ратные подвиги, и многое, многое другое. Велика любовь наших предков к своим традициям (см. 5-ю стр. цветной вкладки).

У каждого герба своя история, каждый рассказывает о своем. Их история уходит в глубокую древность. Они связаны порой с местными культами, легендами, сказаниями, образы которых впервые появляются на городских и княжеских печатях XV—XVI веков.

В историческую повесть XVI века «Казанская история» вошла древняя татарская легенда об основании Казани. В ней рассказывается, что когда-то на месте будущего города водилось множество змей. Над ними владычествовал один огромный крылатый дракон «о двух головах». Он «...единою пожираше человека и скоты и звери, а другою головою траву едяше. Татарский колдун волшебством своим собрал всех змей «во едину громаду», очертил чертою и бесовским действом всех уморил». Указ 1666 года дает описание казанской печати: «...на ней в каруне Василиск, крылья золото, конец хвоста золот». Так легендарный образ дракона стал символом города. С печати он перешел на городской герб.

На пермском гербе мы видим медведя с евангелием на спине. Откуда здесь медведь, откуда евангелие? Археологами давно установлено, что еще в глубокой древности на территории будущих Ярославской и Пермской земель был широко распространен культ медведя. Обе эти области в XVII веке имеют медведя на печатях. В 1672 году, составляя «Титулярник» с изображением 33 гербов царств, княжеств и земель, входивших в царский титул, церковники возложили на пермского медведя евангелие. Этим символизировалась победа христианского культа над языческим.

На гербах Смоленска и Москвы отразилась героическая борьба русского народа с иноземными захватчиками. Еще в XIV—XV веках на печатях и медных монетах смоленских князей появляется изображение пушки с сидящей на ней райской птицей. Когда Смоленск входил в состав Речи Посполитой, пушка с птицей заменялась изображением знамени с жезлом на щите. После присоединения Смоленска в 1667 году к Москве старое изображение вновь появляется на городском гербе. Райская птица уже изображается без ног, символизируя Польшу, у которой русская пушка оторвала ноги — Смоленск.

Изображение всадника, поражающего копьем змея, появляется на печатях московских князей еще в XV веке. Оно воспринималось как символ русского воина, защищающего родную землю от врагов. Не случайно поэтому как раз через десять лет после Куликовской битвы всадник впервые по¬является на печати велико¬го князя московского Василия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского. С этого времени образ всадника становится наследственным и может считаться гербом Москвы. И только с XVIII века всадник стал объясняться как Георгий Победоносец.

Однако не все города имели гербы, их отсутствие существенным образом сказалось в XVIII веке, когда при Петре I полки регулярного войска для снабжения продовольствием были распределены по городам и губерниям. По месту расквартирования они получали названия и гербы на знаменах. Для этого была учреждена специальная Геральдмейстерская контора, а «геральдическим художеством» стал заниматься приглашенный из Италии пьемонтский дворянин Франциск Санти.

С этого времени в России устанавливается несколько неизменных правил составления гербов, заимствованных из западноевропейской геральдики. Так, герб изображается обязательно на щите, как правило, европейской формы. Сюда вводятся геральдические фигуры (крест, кайма, столб, перевязь и другие), изображения животных, которые обычно обращены в левую сторону от зрителя. При графическом изображении герба золото дается черными точками на белом поле, красный цвет вертикальной штриховкой и т. д.

Санти оформил гербы старых городов, а при составлении новых использовал сведения о природе и достопримечательностях данного города. Этот принцип сохранялся и позднее. Так в гербах отразились географические особенности, экономика и быт многих городов России.

Саратовская губерния издавна славилась арбузами. Посмотрим на герб уездного города Балашова. И действительно, в нижней части щита на золотом поле изображаются два арбуза. А в верхней части — герб Саратова, в подчинении которого находился город Балашов: три стерляди, символизирующие рыбные богатства губернии. С герба города Евпатории смотрит золотая голова барана, «означающая удобство Тарханского кута к разведению серых овец». Рядом эмблема медицины, знаменующая собой целебные свойства Сакских грязей.

Герб города Баку, бывшей Каспийской области, имеет четыре поля. Два верхних с изображением тигра и вылетающих из земли струй горящего газа рассказывают о достопримечательностях этого края. Навьюченный верблюд с двумя стеблями шафрана по бокам и якорь говорят о занятиях жителей города. Опрокинутый сосуд, из которого вытекает река Воронеж, стал символом старого русского города Воронежа. Очень часто при создании гербов составители исходили из самого названия города.

В гербе Курска мы видим трех летящих куропаток, в гербе Сум — три сумы.

Об основании Кургана легенда рассказывает, что в XVII веке на этом месте располагался стан татарского князя, который оставил после себя два больших кургана. Эти курганы дали название городу и вошли в его герб. Недавно один курган был раскопан. Оказалось, что он был насыпан еще в скифское время. Символы мореплавания, торговли, изобилия — якоря, меркурьев жезл и рог изобилия — помещены в гербах городов С.-Петербурга и Харькова. Золотой скипетр знаменует столицу государства. В 1778 году был утвержден герб Тулы, на котором изображена продукция тульских оружейных заводов. Не случайно появление черного скачущего грифона на гербе города Керчи. Грифон — герб некогда процветавшей столицы Боспорского царства Пантикапея, на месте которого расположен город Керчь. Ключ означает вход из Черного в Азовское море. Древние зеленые шанцы в гербе города Волоколамска, Московской губернии, связаны с важной победой, одержанной здесь в 1612 году над войском польского короля Сигизмунда, направлявшегося к Москве.

Символика полтавского герба целиком связана с великой победой над шведами: скрещенные шпаги — символ битвы, государствен-ный флаг и пальма — символ победы России, пирамида с изображением змеи, держащей в пасти свой хвост — символ вечной памяти погибшим.

Полтавский герб, как и гербы других городов России, давно стал достоянием истории.

Наш рассказ подходит к концу. Вспоминая старые городские гербы, невольно задумываешься: не следует ли возродить эту традицию? Вопрос этот уже поднимался в печати. Конечно, неузнаваемо изменился облик большинства старых городов, возникли сотни новых, социалистических, Нужны новые символы — символы нашей эпохи. Вероятно, можно отказаться от некоторых правил классической геральдики. Но многое останется. И забытая наука опять будет полезна людям, по-своему, красочно и лаконично отражая главные черты современных городов, их яркое прошлое и героическое настоящее.

От 18 Сентября Владимир БАБАЙКИН

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий