year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Путешествие в фотострану мастера - «Местный спрос»

Путешествие в фотострану мастера

Путешествие в фотострану мастера

Путешествие в фотострану мастера

Путешествие в фотострану мастера

Путешествие в фотострану мастера

Путешествие в фотострану мастера

Путешествие в фотострану мастера

Путешествие в фотострану мастера

Путешествие в фотострану мастера

Путешествие в фотострану мастера

Путешествие в фотострану мастера

Путешествие в фотострану мастера

Путешествие в фотострану мастера

К этой встрече я готовилась скорее морально. Герой сегодняшнего репортажа — человек известный не только в среде фотографов, журналистов и историков. Более того, наша (и не только) газета не раз писала о нём и ещё не раз напишет. У нас — в театральной среде — называют таких людей скорее универсальными. Это большая редкость. Горожане издалека узнают этот взгляд с добрым прищуром, обаятельнейшую улыбку и фотоаппаратом в руках. Покорила эта улыбка и меня. С превеликим удовольствием представляю нашему читателю Владимира Алексеева — художника, историка, краеведа, журналиста, книгоиздателя и общественного деятеля.

Беседовали мы в просторном выставочном зале музея им. М. Фрунзе, в окружении работ Владимира Александровича. Честно? Я шла в полной уверенности, что иду писать о фотовыставке. Но получилось так, что автор сам повёл разговор, и мне оставалось только успевать записывать. За три часа разговора ручек я исписала две.

— Всё, что здесь представлено — это лишь маленькая толика исполненных проектов. От каждого было взято по 1–2 работы. Юбилей не ахти какой, да и если всё показывать, то потребуется немало затрат и выставочных площадей. Об истории каждого из них можно сделать книгу, да и рождались они скорее путём исследований. Среди тех фотографий, что здесь представлено, есть немало народных праздников. По возможности стараюсь бывать на многих из тех, что отражают национальные и самобытные черты народа, как в России, так и в ближнем и дальнем зарубежье. На праздниках лучше познается теплота человеческого бытоустроения, душа народа, его самовыражение. Они наполнены творчеством поколений, овеяны мифами и сказаниями. Обрастают легендами. Без самоучастия не получится выразить на фотографии всю уникальность момента.

Как раньше, так и сейчас на протяжении последних лет поддерживаю тесные дружеские и профессиональные отношения со многими деятелями искусств, культуры и церкви, принимая участие в создании журнальных и книжных изданий. Для того, чтобы получилось что-то, что вокруг тебя, надо знать историю происходящего, желательно досконально. Разобрать её на атомы, если хотите.

— А через истоки истории познаётся сама Россия?

— Истоки не только есть! Они были, есть, и будут! Это и замечательные архивы России, и археология с её увлечёнными людьми, и замечательное наследие, оставленное нам предыдущими поколениями. Прикладные ремёсла Нижегородской губернии и поныне греют душу. Среди них — золотая хохлома и городецкая резьба, балахнинские кружева и богородская резьба, павловские замки и казаковская филигрань — всё это часть истории Нижегородской губернии, а значит, и золотой фонд нашей страны, который следует сохранять и приумножать.

— Какие темы в приоритете?

— Как историку, мне интересно всё. Важно понять, а что мы должны донести следующему поколению из того, что усвоили сами. К одной из таких тем удалось прикоснуться благодаря моим нижегородским и балахнинским сподвижникам, посвятивших себя изучению и осмыслению великого подвига вождей народного ополчения — старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, возглавивших второе нижегородское ополчение, отправившееся на освобождение Москвы от польских интервентов в 1612 г.

— Алексей Владимирович, какую цель вы преследуете вашими историческими изысканиями?

— Возможно, балахнинские краеведы, представители администрации, историки, да писатели нижегородские уже в начале 90-х пришли к мнению, что пора рассказать и донести до молодежи и людей неравнодушых то, как это происходило почти четыреста лет назад.

Так в 2001 году из г. Балахна отправилось в поход новое ополчение, собранное из талантливой молодёжи, самодеятельных коллективов, историков, краеведов, журналистов. Задача предстояла не из лёгких — поведать и рассказать художественно-музыкальным языком историю о том, как стал народ русский на защиту православия и земли исконной.

Да и маршрут наш пролегал по тем местам, что довелось пройти ратным ополченцам четырьмя веками ранее, выйдя из врат нижегородского кремля и далее по замёрзшей реке Волге, отправившись на Балахну, Пурех, Решму, Юрьевец, Кинешму, Кострому, Ростов-Ярославский, Ярославль, освобождая Москву от засилья польской шляхты.

Не забыли новые ополченцы заглянуть и в Шую.

— Как родилась идея создания известной общественной организации «Алтарь Отечества»?

— После трёх предыдущих походов в 2004 году пришла идея о создании культурно-патриотической организации «Алтарь Отечества», целью которой стало бы объединение всех, кому не безразлична история нашей Родины, рассказывающая о событиях 1612 года, формировании Нижегородского ополчения, и современном этапе движения культурно-патриотической акции «Алтарь Отечества».

Тут надо сделать небольшое отступление.

В 2002 году перед началом нового похода было высказано предложение о коллективном письме в адрес российского правительства об учреждении Дня освобождения Москвы от поляков и восстановлении Российской государственности. Подписи собирали на протяжении всего похода. Подобный шаг не остался не замеченным. В 2004 году вышло постановление, подписанное президентом В. В. Путиным об учреждении народного праздника «Дня Единства».

— Я знаю, что было одно событие, которое вы не забудете никогда.

— Этот год запомнился ещё и посланием в адрес нашей акции, отправленным Патриархом Всея Руси Алексием.

Для нас каждая такая поездка — открытие. Всех, кто принимал, принимает и будет принимать участие в таких акциях, ждёт новый взгляд на историю края. В общем, куда бы мы ни приехали, везде принимали очень тепло и активно. Были и споры, так, в 2005 году в Ярославле возникло недопонимание с местными краеведами и историками, которые в вопросе участия в походе за освобождение Москвы, «тянули одеяло на себя», при этом забывая, что само начало ополчения пошло именно с Нижнего Новгорода. Возникла дискуссия, результатом которой со временем стала мировая. Это не могло не радовать. У людей сохранялся живой интерес к истории.

Возможно, у читателя уже возник

вопрос, а причём тут фотография. Действительно, причём? Да она никуда и не девалась. Только теперь фотография скорее стала инструментом фотодокументализма в решении многих издательских задач, и накопленный опыт во многом способствовал этому. А учителя в области фотожурналистики и профессиональной фотографии у меня были действительно замечательные.

— Какие вехи вашей биографии значительно повлияли на формирование вас как фотохудожника?

— Так получилось, что начав свою фотожурналистскую работу в районных газетах севера горьковской области, в 80-х годах получил приглашение на работу в кинофотолабораторию ЦКБ по СПК (Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях), которое совпало с вызовом из школы мичманов. Долгие уговоры военкома не оказались столь весомыми, и чаша весов склонилась в сторону кинофотолаборатории ЦКБ, так я стал фотографом шестого разряда. При этом продолжал учиться на заочном отделении истфака ГГУ. Работа бок о бок с таким профи, как Александр Беляев, во многом определила моё дальнейшее отношение к профессиональной технической и художественной фотографии. Мне посчастливилось работать рядом с замечательным и гениальным конструктором Ростиславом Евгеньевичем Алексеевым, руководителем КБ — создателем первых в мире судов на подводных крыльях «Ракеты» и «Метеора». Фотосьёмка с воды и с воздуха в экстремальных условиях подогревала интерес к выбранной профессии. Захватывующее зрелище представлял собой и выход на мерную линию «Каспийского монстра», — «Чудовища каспийского моря» – экраноплана, прозванного так американцами за его огромные размеры. Десять реактивных двигателей заставляли дрожать стёкла во всём городе, когда он выходил в море.

Но жизнь не стояла на месте. Накопленный опыт и полученные знания хотелось испытать в новых условиях. Научная и педагогическая деятельность в стенах горьковского пединститута осталась в воспоминаниях. Поиски своего творческого «тумана» привели в места, куда «Макар телят не гонял» – Республику Саха (Якутия).

Здесь впервые мне довелось напрямую соприкоснуться с издательским делом. И не только как бывший сотрудник двух редакций северных районных газет, но и как руководитель рекламно-издательского отдела Центра подготовки кадров кампании «Якуталмаз», позже переименованную в Акционерную кампанию «АЛРОСА». За это время пришлось досконально изучить все этапы создания печатной продукции: от допечатной подготовки, технологии офсетной печати, вплоть до хранения бумаги. Судьба благоволила, ценного опыта набирался в земле Северная Рейн Вестфалии — исторической области на северо-западе Германии. Нас в группе было 12 человек с разных городов и весей, руководителей подраздениий полиграфпредприятий, включая сотрудников московской академии полиграфии, но и из-за Урала был только я один. Именно в Германии узнал, что такое настоящая полиграфия и «с чем её едят». «Зависли» в чужой стороне на 3,5 месяца. А до этого почти месяц в Москве, в стенах академии печати довелось слушать лекции ведущих специалистов в области маркетинга, рекламы, немецкого языка и международных связях, сопровождавшиеся спецкурсами представителей дипломатической академии.

— Знания пошли впрок?

— Полученные за рубежом знания вскоре пригодились на родине, в Нижнем Новгороде. 90-е годы были не из лёгких повсеместно. Жили трудно, зарабатывать приходилось везде, где можно это было сделать: за счёт журнально-газетных гонораров и заказов. Поездки по нижегородской губернии постепенно пробудили интерес к её историческому и этнографическому прошлому. Помимо двух близких друзей-коллег по журналистскому братству, участвующих в поездках, удалось «заразить» издательской «болезнью» и настоятеля Свято-Воскресенского Печерского монастыря архимандрита отца Тихона (Затёкин). Проявленное любопытство, знания и пересъёмка архивных документов помогли во многом грамотно распорядиться накопленным богатством, используя его в журналах, буклетах и книгах. Перечислять их не буду, ибо займёт немало времени, на выставке часть из них представлена,

Соработничество на ниве создания издательских проектов во многом определялось не только тематикой самих книг, но и характером их подачи, и тут без замечательного нижегородского писателя Валерия Анатольевича Шамшурина ну никак нельзя было обойтись. Глубокое знание истории самой темы, литературное слово в сочетании с журналистским фактажем, подтверждённое фотографией, придавало публикациям и книгам высокую степень достоверности и узнаваемости.

— Говорят, что рукописи не горят, но, видимо, это не совсем верно…

— Люди уходят с нажитых мест, зарастает пашня, умирает дом, исчезает и растворяется во мгле прошедших лет тяга к заповедным местам наших предков…Новая спираль жизни набирает обороты, но не всё в ней должно забываться, отрицаться, ломаться, выбрасываться на помойку истории…

Можно ещё много повествовать о том, сколь интересна и многообразна окружающая нас жизнь. Но хранить и пополнять её в виде фотодокументов для следующих поколений также крайне необходимо, как и хранить историю в рукописях. И мне кажется, что человек, пожелавший повесить на шею профессиональную камеру, взвалит на себя непосильную ношу ответственности за те фотографии, что он сотворит.

Наверно, поэтому так достаточно сложно и трудно рассказывать о своих фотографиях. Время всё расставит по своим местам и даст им оценку.

— Сейчас многие мнят себя фотографами, не имея за плечами ничего…

— Знаете, что, по моему мнению, важно для начинающего фотографа? Не только хорошая техника. Скорее пытливость ума, доскональное знание истории тех мест, которое хочешь оставить в своей памяти. И чувство неразрывного единства родного «пепелища» с нашей матушкой Россией.

Вот, пожалуй, и все…

Всё, да не всё. Владимир Александрович ещё долгое время с большим увлечением рассказывал об истории, акциях, проектах. Можно спокойно написать замечательную, содержательную книгу, но формат газеты все «вкусности» не вмещает в одном номере. Что ж, лично я покидала стены музея с приятным чувством того, что есть люди, которые, как ценный камень, настолько редки, что коли уж попали в руку, так надобно беречь, как зеницу ока. Вот такие мега-личности проживают на нашей многострадальной земле и за это им огромное спасибо.

От 11 Сентября 2018 года Марина ГРАЧЁВА, фото Владимира Алексеева.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий