year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Почему не славим земляков? - «Местный спрос»

Почему не славим земляков?

Почему не славим земляков?

1 августа — День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне. Почему мы так слабо чтим память наших солдат, офицеров, матросов, которые отдали свои жизни в этой кровавой бойне? На заречном кладбище могилы захороненных там героев Первой мировой войны не сохранились. Почему мы вычёркиваем из нашей памяти события тех далёких времён?

Прошло уже три года, как на дне Балтийского моря была обнаружена затонувшая во время Первой мировой войны русская подводная лодка. На этой лодке служил наш земляк. Но тогда ни одна из шуйских газет не написала ни строчки про это. Неужели мы стали настолько равнодушны к памяти наших предков?

Василий Соловьёв, житель Шуи.

На подводной лодке «Сомъ» времён Первой мировой войны, обнаруженной на дне Балтики, служил наш земляк.

Письмо жителя Шуи, поступившее к нам в редакцию, наполнено обидой, но вопрос он поднимает важный и актуальный. Мы решили устранить этот пробел в истории и сегодня предлагаем нашим читателям публикацию на данную тему.

«Сомъ» был обнаружен в июле 2015 года в территориальных водах Швеции. Информацию о находке передали в министерство обороны Швеции, которое подтвердило обнаружение подлодки Российского императорского флота.

«Сомъ» (американское название «Фултон») — российская подводная лодка, построенная в США по проекту Джона Филипа Голланда. 28 апреля 1904 года с Невским заводом, как с представителем фирмы Голланд, был заключён договор на покупку ПЛ «Фултон» с доставкой её в готовом и исправном виде без торпедного оружия в один из портов Балтийского моря. 31 мая 1904 года приказом Морского ведомства эта лодка получила название «Сомъ». Она была отправлена из Америки на пароходе «Менатик» под названием «паровой котёл» 13 июня 1904 года и прибыла в Кронштадт 1 июля в адрес директора Невского завода. Из Кронштадта груз отправили в Петербург на Нев-ский завод, где на лодку были установлены аккумуляторы и снятые при транспортировке механизмы. Сборка лодки закончилась 6 сентября. Командиром лодки был назначен лейтенант Трубецкой. Подводная лодка «Сомъ» прошла ходовые испытания, и комиссия признала её годной «для прибрежной обороны».

15 ноября подводная лодка была погружена на специальную железнодорожную платформу и отправлена во Владивосток, куда прибыла 29 декабря 1904 года. Во Владивостоке подводная лодка была окончательно собрана, испытана и готова к плаванию 1 февраля 1905 года, однако её боевое использование задержалось из-за отсутствия торпед. Русским правительством для подводных лодок иностранного производства были заказаны на заводе Шварцкопфа в Берлине 75 торпед калибром 45 см и длиной 355 см. Торпеды прибыли во Владивосток только 29 марта. Боевая деятельность «Сома», как и других подводных лодок, сводилась к несению дозорной службы, ведению ближней разведки и охране своего побережья в районе Владивостока. «Сомъ» за шесть месяцев боевых действий прошёл 1318 миль над водой и 93 мили под водой, удалялся от Владивостока на расстояние до 120 миль. Наибольшая продолжительность пребывания лодки в море составила восемь суток, из них под водой – 16 часов 35 минут, при наибольшей продолжительности пребывания под водой до полутора часов. В декабре 1914 года из-за начавшейся Первой мировой войны, подлодки «Сомъ» и «Щука» срочно погрузили на железнодорожные платформы и вместе с командами отправили в Севастополь. Далее лодки совершили переход из Севастополя в Одессу, где их включили в систему обороны порта. «Сомъ» и «Щука» поочерёдно несли дозорную службу на дальних подступах к порту вплоть до июля 1915 года.

В июле 1915 года субмарина «Сомъ» была по железной дороге перевезена в Петроград и спущена в воды Балтийского моря. Из Пет-рограда своим ходом пришла на Аландские острова к новому месту базирования — город Мариехамн. Подлодка неоднократно выходила на дежурство на рассвете, с темнотой возвращаясь на базу.

10 мая 1916 года в 4 часа утра субмарина «Сомъ», осуществлявшая патрулирование в Аландском море, погибла при подводном столкновении со шведским пароходом «Онгерманланд». Как засвидетельствовал капитан парохода, он заметил перископ, возвышающийся над водой на 1 метр, на расстоянии 150 метров. Лодка шла параллельным курсом, а затем повернула к пароходу. Решив, что корабль хотят осмотреть, капитан застопорил ход. Перископ внезапно скрылся под воду, а лодка ударила пароход в подводной части. Больше лодка не показывалась. Вместе с лодкой погиб и её боевой экипаж — 2 офицера и 16 нижних чинов. Командовал лодкой 25-летний лейтенант Хрисанф Константинович Бугураев. Наш земляк — Корнев Дмитрий Александрович, минный машинист 1-й статьи, уроженец деревни Ченец (так написано в оригинале. Деревня Ченцы находилась близ Перемилова. Не путать с селом Чернцы (Большие Пупки) Шуйского уезда Владимирской губернии), служил на этой лодке с 1912 года.

По другой версии, подводная лодка была намеренно протаранена шведским пароходом для того, чтобы избежать досмотра груза.

От 2 Августа 2018 года Материал подготовил Владимир БАБАЙКИН.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий