year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
От русской избы до советских времён - «Местный спрос»

От русской избы до советских времён

Экспозиция сельского музея ждёт посетителей.

От русской избы до советских времён

От русской избы до советских времён

От русской избы до советских времён

От русской избы до советских времён

От русской избы до советских времён

Негосударственному общественному музею села Сергеево почти четыре года. Правда, зародился «объект народной памяти» ещё в прошлом веке по инициативе Геннадия Смирнова, директора Шуйского сельскохозяйственного техникума.

Над созданием комнаты «Боевой Славы» трудились и преподаватели, и учащиеся учебного заведения не один десяток лет, скрупулёзно, по крупицам собирая материал, посвященный Великой Отечественной войне и истории «учебного городка». А вот статус музея эта сокровищница истории, увы, приобрела в унылую годину. Во время уничтожения Шуйского сельскохозяйственного колледжа активисты села встали грудью на защиту мемориальной экспозиции, над которой навис «дамоклов меч» разорения. Отстояв «народное достояние» и пополнив фонды новыми материалами, жители открыли в своей деревне историко-мемориальный музей и активно продолжили краеведческую работу. Сообща отремонтировали ещё одну комнату в общежитии, оформили ещё одну экспозицию, воплотившую в себя инсталляцию русской народной избы, вещи и предметы советской эпохи, а также портретную галерею «России верные сыны».

Мы рады, что первыми из местных СМИ смогли познакомиться с новыми достижениями сельчан. Получилось достаточно интересно! Приоткрыв дверь, сразу попадаешь на крестьянское подворье — плетёная из прутьев изгородь, на ней глиняная кринка да приветливый петушок, а у нижнего ряда ивового заборчика – в гнезде наседка с цыплятами. Птичье семейство для музея сшила местная рукодельница Любовь Попова. Симпатичные мягкие игрушки настолько великолепны — глаз не оторвать. Но Людмила Тишенкова, организатор и собиратель фондов, уже приглашает «войти» в созданную по воспоминаниям и безвозмездными дарами деревенскую избу. Мы проходим в сени. Здесь ручная деревянная мельница и сито — решето. В кадке — орудия косарей и грабельщиков: грабли, вилы, коса, оселок. В крестьянском быту было множество необходимых для труда и обихода инструментов, о которых не то что дети двадцать первого века, даже их родители не ведают. Вот резак для табака, ножницы для стрижки овец, струг для ошкуривания брёвен, кованый топор. Тут же утварь домохозяек — валок и рубель для стирки и глажки белья, бёрдо для ручного ткачества половиков, сырница для изготовления сыра, сохранившая кислый запах молочной сыворотки. Поодаль — набор прялок, чесальная машина для изготовления пакли из конопли и льна. В сенях примостилась крестьянская обувка: лыковые и берестяные лапти, валенки, онучи, чуни. И непременный атрибут на счастье — две подковы. Именно так — одна над одной по ходу лошади прикрепляли русские крестьяне подковки над косяком входной двери. А ещё знакомая с детства, такая у моей бабушки была, особой формы полка-посудница с плошками-поварёшками.

В самой избе нас встречает настенное изображение русской печи с приставленными к стене настоящими ухватами, чугунками, сковородником. В центре комнаты — сервированный стол с лавками. Во главе стола возвышается старинный угольный самовар, будто пышущий жаром и приглашающий гостей к чаепитию. Оглядевшись, видим в красном углу или кутнике божницу: на полочке иконы и сосуд с лампадным маслом. На импровизированном подоконнике необычный экспонат — домашнее кадило, под окном непременный атрибут крестьянского интерьера — сундук, покрытый вязанной крючком белой скатертью. Далее в виде стены-перегородки – ряд стеллажей, на полках которых собраны эволюционные коллекции утюгов, светильников, керамики, стеклянных сосудов…

Но на этом наш подробный рассказ прервётся, дабы сохранить интригу вашего знакомства с коллекциями. Сообщим лишь, что в музее находятся двухсотлетней давности семейные вещи, принадлежащие старожилам села. Как отголосок барского уклада — настенные часы из Парижа, зеркало, бутоньерка, чайный сундучок и подлинная картина неизвестного художника «Иисус Христос», пополнившая запасник музея по завещанию. Эту картину в дар музею завещала Нина Владимирова Михайловская, жительница села. Словно предугадывая, что музей непременно откроется, ибо когда она в преклонном возрасте покинула этот мир, то ни о каком музее не было и речи — просила соседей сохранить картину. Воля покойной была исполнена, и подарок обрёл предназначаемое ему почётное место.

Покидая русскую избу, попадаем в комнату, где нас окружают «отзвуки» эпохи социалистической индустриализации: радио, оповестившее советских людей голосом Левитана о начале страшной войны, печатная машинка, патефон с пластинками, ручная швейная машинка, счёты — абак, арифмометр «Феликс», селекторный аппарат, керосинка. Хотя керосинка в России появилась до русско-японской войны, время расцвета этого примитивного прибора для приготовления пищи попадает на тридцатые годы прошлого столетия. И примусы, и керосинки были завсегдатаями советской деревни ещё долгое время, вплоть до прекращения торговли керосином…

Покидая село, подумалось ещё вот о чём. Пока музей держится на энтузиазме и заботе сельчан. И сохранность тоже на плечах жителей. Но мы помним печальную судьбу подобных «историко-культцрных объектов», канувших в лету с закрытием школ. Где интересные музейные экспозиции из сёл Дунилово и Дорожаево? Неплохо было бы администрациям Шуйского муниципального района и Остаповского сельского поселения поспособствовать в получении для музея государственной «охранной грамоты» в плане поддержки и защиты собранного обычными людьми от непредвиденных «катастроф», уничтоживших не одно народное достояние.

От 19 Июня Любовь СМИРНОВА, фото автора.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий