year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: (49351) 33-100, 3-04-94.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. © Издательство «Местный спрос», год.
Шанс умирает последним… - «Местный спрос»

Шанс умирает последним…

Корреспондент «МС» попыталась понять, почему Шуя с её явной и бросающейся в глаза уникальностью, так и не нашла себя.

Шанс умирает последним…

Шанс умирает последним…

Шанс умирает последним…

Как нам, жителям Шуи, стало известно из статьи в прошлом номере газеты («На блюдечке с золотой каёмочкой», «Местный спрос» № 11 от 13 марта 2018 года — прим. ред.), у нашего города отсутствует Генеральный план его развития. Скажется ли отсутствие Генерального плана негативно на включение Шуи в конкурсную программу по субсидированию малых городов? Если да — то чем занимается отдел архитектуры? Если же нет, и необходимый для участия в конкурсе проект разработан, то какие конструктивные решения в нём отражены? Какие важные объекты в плане развития туризма администрация планирует представить на суд экспертов Минстроя?

Ирина Алексеевна Уранова, жительница Шуи.

Каждого шуянина, патриота своего города, волнует сегодня вопрос о том, войдёт ли историческое поселение Шуя в число претендентов программы субсидирования малых городов и исторических поселений. Понимая, что решение этого важного вопроса, ответ на который для Шуи судьбоносный, полностью зависит от городской администрации, Ирина Алексеевна Уранова через газету и задаёт его главе города Сергею Рощину. В частности, общественность интересует наличие правильно составленной архитектурной документации в городе, получившем статус исторического поселения. Имеются ли вообще у нашего города такие документы, как Генеральный и опорный историко-культурный планы Шуи, а также Правила землепользования и застройки? В случае отсутствия необходимых градостроительных документов или даже одного из них, будет ли возможным само участие Шуи в конкурсе, объявленном Минстроем? Если же документация не столь важна, то какие объекты в плане развития туризма в городе администрация планирует представить на суд московских экспертов и получить 50 миллионов? Вопросы от жительницы Шуи мы переадресовали главе городской администрации. 15 марта Сергей Юрьевич дал нашей газете развёрнутый комментарий по этому поводу. Он пояснил, что у города есть Генеральный план развития, и тот, кто говорит об отсутствии Генерального плана, вводит людей в заблуждение.

Генплан у нас есть

– В 2010 году Шуя приобрела статус исторического поселения федерального значения. Был создан Генеральный план города, который утвердила Шуйская городская Дума в 2012 году. Для всех 44 исторических поселений России Министерство культуры должно было разработать Правила землепользования и застройки, а также Предмет охраны. Сегодня документация имеется только у тринадцати городов, признанных историческими поселениями. И чтобы с 1 января 2018 года в Шуе не была парализована градостроительная деятельность, Комитет Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия совместно с Министерством культуры рекомендовал администрации города выработать дорожную карту. Согласно дорожной карте, город сам разработает Правила землепользования и застройки и согласует их с Комитетом Ивановской области и Министерством культуры. Разработанные градостроительные документы позволят осуществлять в Шуе строительную деятельность на основе Генерального плана. В дальнейшем город разработает Предмет охраны, чтобы привести градостроительную документацию в соответствие с законом, – так ответил Сергей Рощин на вопрос о том, чем в последние годы занимался отдел архитектуры.

Правила длиною в год

Разработанные в первом квартале 2017 года и согласованные в высших инстанциях Правила землепользования и строительства в августе 2017 года поступили в Шуйскую городскую Думу. Что касается научной документации по предмету охраны исторического поселения, то она, как пояснил Сергей Рощин, находится сейчас на согласовании в Москве. Причём Министерство культуры в своём заключении указывает, что после принятия Правил землепользования и застройки градостроительная деятельность с определёнными условиями в Шуе может быть продолжена.

– Если бы Правила землепользования и застройки не были бы приняты Шуйской городской Думой, то у нас не было бы никакого шанса подать заявку в программу субсидирования малых городов и исторических поселений. Да, риск того, что наша заявка могла быть не допущена именно по этой причине к рассмотрению конкурсной комиссией, существовал. По этой же причине Шуя потеряла бы шанс получить новую сцену в городском парке стоимостью 7 миллионов рублей, а предприятие «Эггер» не смогло бы продолжить реконструкцию данного объекта. Более того, городской бюджет уже не смог принять 285 тысяч рублей, выделенных для Шуи областью, — объясняет Сергей Рощин, выражая, впрочем, сожаление в связи с тем, что Правила землепользования и застройки были приняты только в марте.

Далее в беседе был озвучен перечень мероприятий по разработке необходимого для конкурса Минстроя проекта. Администрация, учитывая, что легитимность заявки зависит от участия жителей Шуи, объявила общественный отбор из 22-х общественных территорий.

– Основным критерием заявки является вовлечение жителей в оценку значимости конкретного объекта и востребованность этих общественных территорий, — напомнил Сергей Юрьевич. — Кроме того, эти территории должны создавать туристический и инвестиционный потенциал города. Перечень объектов, которые будут включены в проект, зависит от того, за какие конкретно территории проголосуют сами жители Шуи. Информацию о том, какие общественные территории город предлагает шуянам для конкурсного отбора, можно получить на городском сайте.

Многослойный пирог

Делаем вывод, что с частью перечня необходимой для исторического поселения архитектурной документации, а именно: Генеральный план, Правила землепользования и застройки, Предмет охраны исторического поселения — мы, вроде бы, разобрались. Было озвучено, что Генеральный план развития Шуи принят в 2012 году, временные Правила землепользования и застройки утверждены в марте нынешнего года, Предмет охраны исторических поселений утверждается в Министерстве культуры. Остаётся нам заиметь Историко-культурный опорный план. И, как нам пояснил председатель городской Думы Илья Кузьмин, Историко-культурный опорный план проходит процедуру утверждения в Москве. И тут возникают вопросы. Что это за фрукт такой — Историко-культурный план? И какой значимости этот документ — первостепенной или второстепенной? Мы постарались пролить свет на эти тёмные для понимания вопросы с помощью независимых специалистов в области архитектуры.

Итак, для лучшего понимания, представим себе, что пакет градостроительной документации — это многослойный пирог. Так вот, первым слоем этого пирога, так сказать, фундаментальным, является Историко-культурный опорный план исторического поселения. Суть этой весьма объёмной научной документации в том, что она является единой информационной системой «всех градостроительных элементов и сооружений, представляющих историко-культурные ценности». В данном плане обозначаются границы территорий памятников истории и культуры и зон их охраны, земельные участки, на которых расположены историко-культурные объекты,представляющие собой ценность. Второй слой — Генеральный план развития города, который основывается на опорном плане. Третий слой — Правила землепользования и застройки – они, в свою очередь, опираются на Генплан. Что касается Предмета охраны исторического поселения, то, если сказать простыми словами, речь в нём идёт о том, что должно охраняться. Предмет охраны является, по сути, кратким изложением Историко-культурного плана, должен опираться на опорный план и не может рассматриваться отдельно от этого плана. Из данной информации делаем вывод, что голова всему — Историко-культурный опорный план, который сейчас находится на утверждении в Министерстве культуры. То есть этот элемент выпал — и цепочка разорвалась.

Что-то не срослось

Как нам стало известно, изначальный вариант Историко-опорного плана Министерство культуры не утвердило, и этот документ был возвращён с отрицательным заключением. Одна из причин отказа – изменение нормативной базы в деле охраны объектов исторического поселения. Не вдаваясь в подробности, скажем, что для приведения обновлённого документа в соответствие с новыми требованиями, нужны федеральные средства. Департамент культуры пару с небольшим лет тому назад «выбил» 2,5 миллиона рублей на разработку указанного основополагающего документа. Но что-то наверху не срослось, и дело не пошло. Учитывая выше сказанное, можно сказать так: шанс у Шуи есть, но он висит на волоске. Так что дела у нашего города не так уж хороши, как хотелось бы. Похоже, что Кинешма, Палех и Юрьевец оставили нас в хвосте очереди претендентов на государственную поддержку. Судьбоносные для Шуи миллионы, скорее всего, уплывут туда. Да и общественное мнение страны уже подготовлено: названия городов-счастливчиков сегодня «на языке» у центральных средств массовой информации и на слуху у именитых столичных экспертов.

Нащупать «нерв»

А где же тот «волосок», о котором мы говорили выше и который даже при отсутствии Историко-опорного плана и временного характера Правил землепользования и застройки, по мнению специалистов, спасёт ситуацию? А «волосок» — в том, что организаторам конкурса важнее бумаг потенциал исторического города, его главный нерв. Кинешма с её брендом старинного русского купеческого города, Юрьевец — хозяин Международного кинофестиваля имени Тарковского, Палех — иконописная столица России рванули вперёд так резво, что обогнали Шую, как минимум, лет на двадцать. Неоспоримый для вечности имидж — вот что архиважно для развития исторического города. В чём «нерв» Шуи? Какую визитную карточку-идею может она предложить России? Ответить на этот вопрос мы не можем десятилетиями. А всё потому, что Шуя неповторима и так богата своей историей, что глаза не знают, на чём сосредоточиться. Каждая из наших достопримечательностей интересна, глубока, неповторима и способна жить века. Но вербально ещё никому не удавалось объединить сотни больших и маленьких шуйских брендов. Нам нужен не номинальный распрекрасный значок, а бренд как популярный и притягивающий образ Шуи. Только под таким объединяющим всех и вся соусом можно привлечь инвесторов и сделать город и узнаваемым, привлекательным, усилив его влияние и роль. Стоит задача придумать, раскрутить, создать «туристическую уникальность». Если я не права, поправьте меня…

От 20 Марта Любовь СМИРНОВА

:e1 :e2 :e3 :e4 :e5 :e6 :e7 :e8 :e9 :e10 :e11 :e12 :e13 :e14 :e15 :e16 :e17 :e18 :e19 :e20 :e21 :e22
Оставьте свой комментарий