Масленица и сырная неделя: зри в корень
Протоиерей Василий Добычин ответил на вопросы корреспондента «МС» о сути праздника.
– Отец Василий, скажите, пожалуйста, как Русская православная церковь относится к празднованию масленицы?
– В церковном календаре нет такого праздника. Есть подготовительная неделя к Великому посту. Мы её называем «сырной». На этой неделе уже нельзя есть мясные продукты, но можно употреблять молочную пищу. Последний день этой недели называется Прощёным воскресеньем. В этот день человек должен попросить прощения у тех людей, которых мог вольно или невольно обидеть. Монахи древнехристианских времён во время Великого поста уединялись в своих кельях или уходили в пустыню. Иногда кто-то из них умирал во время уединения, и возникла традиция перед постом просить друг у друга прощения.
– Выходит, это делалось для того, чтобы начать пост с «чистой душой», раскаявшись?
– Пост — это очищение души, и перед тем, как исповедовать грехи Богу, перед покаянием, человек каялся перед ближними. Для человека гордого это испытание. Нужно себя пересилить, открыться в понимании своего несовершенства другому человеку.
– То есть, с точки зрения Церкви, масленичная неделя должна быть посвящена осмыслению своих мыслей и действий и покаянию? Практически человек умеряет себя в том, что называется страстями?
– Да, и в том числе это касается отказа от увеселений. И сырная неделя помогает к этому подготовиться. А в том, что касается общенародного представления о всеобщих гуляниях в эту неделю — Церковь отнюдь не против, это подбодрит человека, поможет посмотреть на мир другими глазами, позволит вспомнить о своих традициях.
– Каким же образом церковь рекомендует праздновать? С чувством меры?
– Церковь призывает не совершать поступков, не согласных с верой. К умеренности. Христианин не должен участвовать в языческих обрядах, например, в сжиганиях чучел.
– Будет ли греховным участие человека в том, что он считает своими родовыми традициями, если он в них вкладывает, скажем, «советский» смысл? То есть сжигание чучела будет не участием в языческом обряде, а символом проводов зимы, возрождения природы после зимней спячки...
– Давайте не будем обманываться и лукавить. Какой бы символизм вы ни пытались вложить в это действо, смысл его давно определён. Это самое настоящее языческое наследие.