year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Не плоть, но дух растлился в наши дни - «Местный спрос»

Не плоть, но дух растлился в наши дни

Нравственные ценности и будущее человечества: в ШФ ИвГУ прошли Рождественские чтения.

Не плоть, но дух растлился в наши дни

Не плоть, но дух растлился в наши дни

Не плоть, но дух растлился в наши дни

Не плоть, но дух растлился в наши дни

Не плоть, но дух растлился в наши дни

Не плоть, но дух растлился в наши дни

Большая просторная аудитория шуйского университета была полна слушателей — священнослужителей, представителей администрации города, учебных и медицинских учреждений, молодёжи. После молебна, которым были открыты Рождественские чтения, с приветственным словом выступили: директор Шуйского филиала ИвГУ Алексей Михайлов, зам. главы городского округа Шуя Екатерина Починина, глава Шуйского муниципального района Сергей Бабанов.

По вере вашей да будет вам

Первым с пленарным докладом выступил епископ Шуйский и Тейковский Матфей. Свой доклад «Нравственные ценности и будущее человечества» владыка начал с уточнения понятий, сообщив, что нравственность происходит от совести или почти адекватна ей. Источником нравственных ценностей и нравственного закона является Бог. Каждое грехопадение, предание соблазнам и утехам, незнание и несоблюдение заповедей Божьих влекут наказание, как отдельного человека и его потомков, так и целых народов. Примером этому стали Всемирный потоп и сожжение серным огнём городов Содом и Гоморра, жители которых погрязли в грехах. В другие эпохи за тяжкие грехи была погублена древняя Помпея. Уроки, впрочем, не идут человечеству впрок. Однако русский народ обладает особой душевной чуткостью и в трудные времена всегда обращается к Богу. В каждом русском городе издавна молились своей иконе-покровительнице. И каждый раз Бог слышал молитвы, и разрешались междоусобицы, заканчивались войны. Не зря говорится: «По вере вашей да будет вам». Одним из ярких примеров является избавление шуян от морового поветрия. Жители Шуи спаслись, осознав своё нравственное отступление и придя к всеобщему покаянию. Божья благодать снизошла на нашу землю через Шуйскую Смоленскую икону Божьей Матери.

Времена революции характеризовались полной потерей нравственности. Брат убивал брата, попиралась царская семья и Божьи законы. Безбожная пятилетка 1930-х годов завершилась полной расправой с религией в СССР, уничтожением храмов на всей территории страны. Но руководством СССР был извлечён урок из истории, и уже во времена Великой Отечественной войны были прекращены гонения на духовенство, были открыты духовные школы, около 20 тысяч храмов возобновили богослужения. Высокая нравственность, доставшаяся нашему народу в наследство от дореволюционной России, помогла выстоять в войне. Немецкий врач, осматривающий привезённых в плен русских девушек и женщин, в отчаянии писал Гитлеру: «Россию победить невозможно, пока у этого народа такая нравственность». Почти все девушки и женщины от 15 до 25 лет, не состоявшие в браке, были девственницами.

В истории человечества постоянно происходили природные катаклизмы, карающие людей за их безнравственность. Но в последнее время они увеличились в разы. Землетрясения, наводнения, цунами уносили огромное количество жизней именно в тех районах, где происходило нравственное грехопадение. В некоторых странах уже узакониваются такие явления, как однополые браки, смена пола, убийство во чреве — аборты. В России абортами заканчиваются более 57% беременностей. Ежедневно происходит около 22 тысяч абортов. Есть проблема и в том, что молодое поколение не понимает нравственных устоев родителей в отношении семьи, нет почитания старших, нет преданного отношения к родным и близким. Как следствие, молодые люди ищут лишь выгоду и стремятся исключительно к материальным целям. Медицина превращается в оказание услуг. Педагогика подменяется преподаванием. Школьный документооборот отвлекает от работы по нравственному воспитанию ученика. Постоянный негатив с телевидения и других средств массовой информации притупляет нравственное чувство зрителя и приводит к тому, что человек относится к трагедии как к обычному явлению.

Спасение от грехопадения — это всеобщее покаяние. Человек должен впустить в своё сердце Бога. Перестать гнаться за плотскими утехами. Жить по закону Божьему. Тогда он будет жить с миром в душе, в радости и счастье. У человечества есть два пути: путь смерти и путь жизни. Следуя гуманистическим понятиям, человечество идёт по пути смерти. Следуя евангельской истине, человечество идёт по пути жизни и благоденствия. Для этого требуется как работа каждого человека над собой, над своим сердцем, так и работа врачей, педагогов, социальных работников, всех, кому общество доверило работу с людьми.

Волонтёрство и проблемные диспуты

Далее поделился опытом нравственного воспитания студентов директор ШФ ИвГУ Алексей Михайлов. Он рассказал о том, что в институте обучаются более 2 000 студентов, 75 процентов из которых проходят подготовку по педагогическим программам, ориентированным на работу с подрастающим поколением. Вопросам нравственности, морали, культуры и их роли в воспитании уделяется большое внимание в университете. Здесь обучаются студенты разных конфессий, что приводит к взаимному проникновению культур и воспитывает уважительное отношение между молодыми людьми разных национальностей. Студенты и педагоги университета участвуют в волонтёрских движениях: «Данко» и «Дорога к сердцу», в салоне «Единодушие» организуют диспуты по серьёзным проблемам.

Свобода социальная и метафизическая

Далее с докладом о «Достоинстве православного христианина в современной России» выступила кандидат философских наук, заслуженный работник высшей школы РФ Ирина Добродеева. Как преподаватель истории религии и профессиональной этики, она отметила, что современная молодёжь трудно воспринимает связь времен, и в деле воспитания подрастающего поколения очень важна духовная составляющая. Молодые люди не понимают смысла и содержания заповеди «не прелюбодействуй». Современные студенты понимают «свободу» как социальную свободу, а не как метафизическую — Божественную свободу. Нет никакой свободы кроме той, которую Господь вложил в человека. И это также не понимается нынешними студентами. Христианские ценности сформулированы очень просто, так как даны Богом человеку. К ним стоит всецело стремиться. И наша задача — объяснять молодёжи смысл и необходимость соблюдения евангельских истин.

Культура – ветви, ствол – вера

О наследии советской эпохи и нравственных ориентирах современного российского общества размышлял доктор исторических наук Сергей Усманов. Он сделал акцент на культуре, так как она воспитывает нравственность. Культура — это ветви, питающие ствол — веру. Важнейшей задачей после падения коммунизма в СССР стало формирование нравственной православной культуры в России. Далее Олег Воробьёв, директор Шуйского технологического колледжа, продолжил тему, представив доклад о взаимодействии своего образовательного учреждения и Шуйской епархии в духовном воспитании студентов. Олег Владимирович рассказал, что мероприятия, проводимые в стенах технологического колледжа, направлены на пробуждение чувства долга, гражданской ответственности, совести, веры и любви.

Кинематограф и Великий пост

О благочестии и нравственности в российской провинции накануне революции говорил доктор исторических наук, преподаватель кафедры истории и права Юрий Иванов. Юрий Анатольевич рассказал о священнике Фёдоре Казанском, который регулярно заполнял анкеты, описывающие быт и уклад шуйских жителей. Вот некоторые интересные факты из материала отца Фёдора. Он пишет о том, что городские жители к Рождеству и Пасхе стали относиться как к светским развлечениям, забывая сакральную основу этих праздников. Интересны были и наблюдения в отношении развлечений, в частности, кинематографа. В Шуе было запрещено показывать картины в Великий пост, и запрещались показы в утренние часы, когда шла служба в храме. С конца XIX века произошло разделение семьи, когда дети, находясь в учебных заведениях, ходили в храм отдельно от родителей. На это обращали внимание и говорили как о начале распада семьи. Ещё один интересный факт описывает также отец Фёдор. Существовал закон о государственном благочестии, который накладывал запрет на выставление и продажу в лавках изображений представителей царской семьи из материалов, которые легко плавились, например, из шоколада или сливочного масла. Также существовали запреты на названия питейных заведений царскими резиденциями. Существовали запреты на размещение портретов царской семьи в питейных заведениях и домах терпимости. Однако в таких заведениях разрешалось держать святые иконы.

После представления 6 докладов основная часть чтений закончилась молебном. По окончании перерыва приступили к работе секции отдела религиозного образования и катехизации Шуйской епархии, отдела по делам молодёжи, миссионерского отдела и отдела по церковной благотворительности и социальному служению Шуйской епархии.

От 28 Ноября 2017 года Дмитрий КИРИЛЛОВ, фото: сайт Шуйской епархии.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий