Мат в два хода
Президент Международной шахматной федерации (ФИДЕ) Кирсан Илюмжинов поддержал планы руководства Министерства образования и науки РФ сделать обязательными занятия по шахматам в младших классах школ всей страны.
«Поддерживаю. Когда я был главой Калмыкии и мы ввели шахматы в школах, успеваемость поднялась на сорок процентов. Дети стали лучше учиться и по другим предметам, начали завоёвывать призовые места на различных олимпиадах. Шахматы позволяют развивать не только логику, но и творчество, фантазию, поскольку у шахматистов начинают работать оба полушария головного мозга. Когда будем вводить уроки шахмат в школах, задача — не чемпионов вырастить, а сделать так, чтобы дети лучше учились по другим предметам», — сказал глава ФИДЕ. Он рассказал, что уроки шахмат проводятся в школах Турции, а в Китае такие занятия уже ввели в детских садах. Ранее министр образования и науки России Ольга Васильева в ходе правительственного часа в Совете Федерации заявила, что в ближайшие два года в младших классах российских школ будет введён обязательный урок игры в шахматы.
Комментарии
Ярослав МЕНЬШИКОВ, ученик 10 класса школы № 2 им. К. Бальмонта:
– Конечно, приветствую уроки шахмат в наших российских школах. Шахматы помогают достичь лучших успехов в счёте, в математике. Этот вид спорта набирает популярность в последнее время и скоро будет в тренде. Лично мне занятия шахматами очень помогают в учёбе – я достиг значительного прогресса в математике, стал просчитывать жизненные ситуации, ведь шахматы — отражение жизни. Каждый следующий ход — это твой поступок. А вообще-то у меня второй юношеский разряд по шахматам.
Наталья БАЛАШОВА, мать двоих детей-школьников:
– Сыну-второкласснику заниматься шахматами можно. Он спокойный, усидчивый. У него, уверена, получится. А вот моей дочери-первокласснице, считаю, шахматы ни к чему. Ей лучше бы заниматься рукоделием. И вообще, побольше бы бесплатных кружков в школах организовали, потому что на дополнительное образование детей я трачу тысячи рублей в месяц.
Николай ИСАЕВ, руководитель секции шахмат при ДООСЦ:
– Я положительно отношусь к этой идее. 27 лет работаю в детских шахматах. По образованию я математик. В 90-е годы в гимназии № 1 были введены альтернативные уроки, в том числе и шахматы. Я вёл эти занятия, а в конце учебного года сделал выводы: большинство учащихся стали более внимательными, более собранными. Эти качества положительно повлияли на успеваемость. В нынешнем учебном году директор начальной школы № 18 Алла Бурчилова попросила меня вести уроки шахмат. Сегодня 49 учеников младших классов занимаются шахматами с энтузиазмом. Хотя некоторые из детей никогда ранее в шахматы не играли, но представление об этой игре имеют. К тому же отмечу, что шахматы, учитывая стоимость экипировки и атрибутов для других видов спорта, самый доступный и самый социальный вид спорта. Для того чтобы заниматься шахматами, нужны лишь фигуры (можно и самодельные) и шахматная доска (подойдёт даже картонная). И всё.
Дмитрий ГРИГОРЬЕВ, ученик 7 класса Китовской школы:
– Министерство образования за это нововведение я... очень даже не одобряю. Хватит мне мониторинга успеваемости. Конечно, если шахматы в школе введут, я был бы лидером в этой игре. Поймите правильно, я не против уроков шахмат в принципе. Я против дополнительных занятий. И так продыха не вижу из-за загруженности.
Александр КОЧИН, учитель математики с 40-летним стажем:
– Я двумя руками за это. Когда я был директором школы № 8, наш военрук Михаил Карташов вёл шахматный кружок. Дети с удовольствием посещали эти занятия. Эта игра даёт огромное развитие, приучает ребёнка думать, а не принимать скоропалительные решения. Шахматы — это гимнастика для ума. Если у детей сейчас преобладают эмоции, то шахматы — одна из тех игр, которая помогает спокойствию, уравновешенности, рассудительности, мудрости. Шахматы дисциплинируют.