year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: (49351) 33-100, 3-04-94.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. © Издательство «Местный спрос», год.
Наши дети не так здоровы, как 20-25 лет назад

Наши дети не так здоровы, как 20-25 лет назад

Тему детской смертности мы обсудили с заведующей детской поликлиникой № 1 Натальей Кортневой.

Наши дети не так здоровы, как 20-25 лет назад

– Наталья Николаевна, страшную статистику обнародовала министр образования Ольга Васильева. В 2016 году на уроках физкультуры погибли 211 школьников. Смерть внезапно настигла здоровых с виду детей, которые до этого ни на что не жаловались. Озвученная тема шокирует. Как такое могло произойти?

– Имеется базовая информация о состоянии здоровья. Ребёнок уходит из садика, документы передаются в школу – группа здоровья, диагнозы, указание группы по физкультуре. Но, например, ребёнок перенёс острое заболевание, выздоровел, хорошо себя чувствует, считается здоровым, и справка от врача либо игнорируется, либо фальсифицируется. То есть школа не имеет достоверной информации. Второй момент: ребёнок прошёл профилактический осмотр, заполнены документы, ему даются рекомендации по режиму, выдаётся справка, а он документ не передаёт в школу.

– Наверное, возросшие нагрузки на детей тоже усугубляют ситуацию?

– Совершенно верно. Ни для кого не секрет, что наши дети настолько загружены, что у них не остаётся времени ни на что. Кроме того, урок физкультуры стоит первым в расписании. Организм ещё не очень проснулся, не готов к физической нагрузке, недостаточно выделяется гормонов, а ребёнок идёт сдавать зачёт: бег, прыжки и т. д. Следующий момент: не выдерживаются сроки восстановления после острого заболевания. Вина в этом чья угодно: родителей, ребёнка, педагога, медика. Например, после острой пневмонии ребёнок освобождается от уроков физкультуры на 30-60 дней. Затем он переводится в специальную группу на 1-2 месяца и только после этого должен заниматься в подготовительной группе. Он приносит справку в школу с освобождением от физкультуры. На последнем приёме врач просит прийти в больницу через месяц. Но ребёнок чувствует себя хорошо, родители работают. В результате он не является в поликлинику, соответственно, не занимается ни в специальной, ни в подготовительной группе 6-12 месяцев. Даже после обыкновенного бронхита освобождение доходит до 21 дня, затем занятия в специальной группе и только потом перевод в подготовительную группу. И только после проведения анализов ребёнок может попасть в основную группу.

– Наверное, нам всем не стоит забывать и о стрессах, которые переживают подростки?

– Верно. Наши дети имеют хронический депрессивный и астенический стресс, как и взрослые. Стресс, связанный с обучением, отсутствием свободного времени. Сам урок физкультуры является для ребёнка стрессом, потому что наши дети не настолько здоровы, как, например, 20-25 лет назад. С первой группой здоровья у нас очень немного детей. Отклонения в физическом развитии, в питании отражаются на фигуре или дефицитом массы тела, или, наоборот, избыточной массой. Может также возникнуть деформация нижних конечностей, грудной клетки.

– А ещё наши дети, имея разные группы по физкультуре, занимаются все вместе и получают одни нагрузки.

– Эта проблема не только медицинская, но и школьная. Потому что для детей с первой группой физкультуры, подготовительной и специальной нужны отдельные занятия. Очень часто дети из подготовительной группы занимаются на уроках физкультуры с основной группой, что неправильно.

– Отчего всё же гибнут дети?

– Страдает сердечно-сосудистая система: болезни сердца, сосудов, болезнь крови и оторвавшиеся тромбы, венозные артерии, пороки сердца, сосудистая патология, даже вегетососудистая дистония в остром кризе может привести к нарушению сердечного ритма, а таких детей сейчас очень много.

– Осуществляют ли медики контроль за уроками физкультуры?

– Это входит в обязанности школьного врача. Проблема состоит в том, что врач не всегда бывает в школе. У нас, например, на две школы одна медсестра, на четыре школы — один врач. Они физически не могут находиться на уроках. Например, на одиннадцатую и четвёртую школы — одна медицинская сестра. Три дня она в одной школе, два дня — в другой. В маленьких школах именно такая ситуация. Раньше были врач и медсестра в каждой школе. Сейчас всё приведено к нормативам, которые мы выполняем.

– Какие существуют группы физкультуры и чем они отличаются?

– Существуют три группы: основная, подготовительная и специальная. К основной относятся здоровые дети или дети с функциональными нарушениями, которые не влекут за собой отставание от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности. Подготовительная группа — это дети, которые имеют функциональные нарушения, или физически слабо подготовленные, т. е. те, которые мало занимаются физической культурой, и толкать их в основную группу недопустимо. Это дети, входящие в группу риска по возникновению заболеваний, с хроническими заболеваниями в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии не менее 3-5 лет. Отнесённым к этой группе детям разрешается занятие физической культурой по учебной программе при условии постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений. Этим детям более осторожно дозируется физическая нагрузка и исключаются противопоказанные движения. Чаще всего кувырки, наклоны, прыжки через препятствия, стойка на голове и т. д. Они не должны сдавать тестовые задания, нормативы и участвовать в массовых физкультурных мероприятиях без дополнительного медосмотра. Если такого ребёнка педагог, учитель, тренер решили направить на массовое физкультурное мероприятие, то перед ним обязательно должен быть медицинский осмотр. Участвовать в соревнованиях эти учащиеся не допускаются вообще.

– В чём особенность специальной группы?

– Она делится на подгруппу А и Б. К подгруппе А относятся дети с плохим состоянием здоровья, физического развития, что требует ограничения физической активности. Разрешаются занятия оздоровительной физической культурой по специальной программе, профилактическая и оздоровительная технология. Эти дети нормативы не сдают никогда. К подгруппе Б относятся дети, имеющие нарушение состояния здоровья постоянного или временного характера, выраженного в ухудшении самочувствия. Отнесённым к этой группе детям рекомендуется в обязательном порядке занятия лечебной физкультурой, а её в школе нет. Это прерогатива медицины.

– Бывает, что родители своего ребёнка отдают в спорт очень рано...

– Так повелось, что после выпуска из детского сада дети здоровы, и родители отдают их в плавание, самбо, дзюдо, гимнастику. С ростом ребёнка, особенно к пубертатному возрасту, дети, которые много лет занимались спортом и достигли определённых успехов в спорте, могут стать не совсем здоровыми, а спортивные достижения у них есть. Родители считают, что ничего страшного не будет, если ребёнок будет продолжать заниматься таким спортом. Убедить этих родителей практически невозможно.

– Ваши советы, Наталья Николаевна, родителям юных спортсменов.

– Ребёнок, допущенный к соревнованиям, однозначно, должен быть осмотрен врачом. При устройстве в секцию должно быть заключение педиатра и иногда профильного специалиста: невролога, хирурга, ортопеда.

– Что родители должны знать и выполнять неукоснительно?

– Родители должны понимать, что группу по физкультуре устанавливает врач детского дошкольного учреждения, школьный врач или участковый педиатр. В августе-сентябре ребёнок должен принести в школу медицинскую справку, если у него имеются ограничения по состоянию здоровья. Советую родителям самим приносить в школу справки и лично передавать их в руки педагогу. Необходимо обязательно спрашивать детей о самочувствии во время урока физкультуры и после его окончания. Взрослые должны насторожиться, если на уроке или после него ребёнок жалуется на боли любой локализации: живот, голова, ноги. Нередко дети говорят о предобморочном состоянии: потемнение в глазах, рвота, тошнота, обильное потоотделение, слюноотделение, зевота, липкость ладоней, похолодание рук, ног, посинение вокруг рта. Симптомов этих очень много, их нужно увидеть, оценить и идти к доктору. Родители должны помнить, что их долг – контролировать физические нагрузки своего ребёнка дома. Советую один раз обследоваться у детского кардиолога.

– За жизнь ребёнка, в первую очередь, отвечают родители?

– Если мы откроем статистику, приведённую Ольгой Васильевой, то увидим, что гибнут дети 9-13 лет. Это дети, вступившие в пубертатный возраст. Это самая трудная категория детей. Огромные гормональные выбросы, пониженная адаптация, потому что организм большие силы затрачивает на рост, низкая стрессоустойчивость, высокие психические нагрузки, с которыми не справляется организм. В результате здоровье даёт сбой. Будьте внимательны к своим детям, разговаривайте с ними, беседуйте с классными руководителями на предмет того, в какой группе занимается ваш ребёнок, соблюдается ли это.

От 24 Октября Спрашивала Ирина КЛИННИКОВА.

Просмотров: 722

:e1 :e2 :e3 :e4 :e5 :e6 :e7 :e8 :e9 :e10 :e11 :e12 :e13 :e14 :e15 :e16 :e17 :e18 :e19 :e20 :e21 :e22
Оставьте свой комментарий