year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Весь мир на ладони – ты счастлив и нем… - «Местный спрос»

Весь мир на ладони – ты счастлив и нем…

Шуйские путешественники после прошлогоднего экстрима на перевале Дятлова этим летом выбрали то же направление – Уральские горы.

Красота природы России притягивает многих путешественников, романтиков, исследователей. Не исключение и мы, жители маленькой Шуи. Мы – это я и мой друг Михаил, с которым уже не первый раз мы ели из одного котелка и кормили комаров. Год назад, путешествуя на северном Урале по перевалу Дятлова, мы были на горах Отортен, Холатча́хль, видели маньпуньеры, или «болваны». Это каменные столбы. Не раз доводилось нам бывать и на Полярном Урале – любоваться там заснеженной

Пай-Ер, суровыми северными ветрами, бесконечной далью тундры и искрящейся чешуёй хариуса в водах реки Макар-Рузь. Всё это останется в памяти надолго.

Решили – едем!

Приполярный Урал был следующей нашей целью, а именно: наивысшая вершина Уральских гор – гора Народная и одна из красивейших и суровейших гор – Манарага. Решили – едем! До отказа забив рюкзаки, понимаем, что идти будет тяжело – 37 килограммов показывали весы. С собой берём зимнюю одежду – не на юг ведь едем, а также газ в баллонах, ремнабор, аптечку, продовольствие. В общем, полная автономка. Добраться до тех мест можно только на поезде Москва – Воркута, мы едем до Инты. Спустя 32 часа мы на севере. Девять часов на Урале – и вот база Желанная. Это бывший посёлок геологов по добыче кварца. В лихие 90-е его закрыли, кварц стали возить из Бразилии, и сейчас это туристическая база. Дальше – пешком. Накинув рюкзак, затянув лямки, мы взяли треккинговые палки – и вперёд. На обед встали под горами Старик и Старуха по соседству с чумом оленеводов. После обеда шёл затяжной дождь, который вымотал нас изрядно. На лагерь встали уже поздно.

Выше усталости

Утро порадовало, дождя не было, и мы пошли вверх к истоку реки Балбанью, к озеру. Его прозвали Бублик, так как в центре его – остров. Местами идём по ледникам, потому что весна там только началась, хотя на календаре 3 июля. Под вечер прибыли на озеро. От Бублика пойдём в радиалку – на гору Народная, оставив тяжёлую снарягу в лагере. Готовим ужин в палатке, но сильнейший ледяной ветер пронизывает и здесь. Восхождение решили запланировать в ночь. А ночи здесь белые. Нас ожидал пятичасовой марш-бросок. Взяв самое необходимое, отправились. Желание побывать на вершине было выше усталости. Идёшь, падаешь, встаёшь, в сапогах – снег. И вот вершина, вроде, близко, но карниз, за ним следующий, а с севера ползёт чёрная туча – неужели она закроет вершину? Думаешь об этом и просишь её: пусти нас, пожалуйста.

Где небо, где земля?

Через некоторое время багровые лучи солнца озарили ледяную вершину – макушку Уральских гор. В 22-00 мы на вершине горы Народной, её высота 1896 метров. Невольно вспоминаются строки Высоцкого: «Весь мир на ладони – ты счастлив и нем и только немного завидуешь тем, другим – у которых вершина ещё впереди». Красота непередаваемая: закат солнца, белоснежно-багровые горы в дымке, как вата – облака. Где небо, где земля – не разобрать. Леденящий ветер пронизывает насквозь, а чистейший воздух кружит голову. Сделав серию снимков, мы поспешили обратно – одежда леденела на глазах. Спустя три часа мы были уже в палатке на Бублике, пили чай и делились впечатлениями.

Тропу торил медведь

Весь следующий день мы сушились и восстанавливали силы. А потом поставили очередную цель – гора Манарага. Чтобы добраться до неё, нужно преодолеть категорийный перевал Кар-кар с полным снаряжением. Вышли с утра, каждый шаг продуманный, неверное движение – и падение, камни, снег, кустарники. Спустя пять часов мы в пойме реки Манараги. Природа здесь отличается от того места, откуда мы пришли. Здесь лиственница, разнотравье, дикие олени, они долго провожали нас, глядя вслед. Медведей немало, один из них шёл впереди нас. Мы шли по его следу. Глубокой ночью подошли к подножью горы Манараги. Это гора смотрела на нас огромной «медвежьей лапой», её название так и переводится. Огромные зубцы упираются в небо, высоко поднимаясь над землей.

Вырубая берцем ступени

Утром мы встали пораньше, впереди – трудное восхождение. Поднялись на перевал Студенческий, трекинговые палки уже убрали, ползём на руках, обходим по отвесным карнизам огромные камни. Без альпинистского снаряжения можно подняться только на первый зуб – лезем туда, вырубая ступени берцами. И вот он – балкон, первый зуб и наша цель. Спасибо, гора, что пустила. Полюбовавшись красотами Приполярного Урала, понимаем, что пора назад, на спуск. Вечером сидим у костра, пьём чай, заваренный с сухими яблоками, делимся впечатлениями и любуемся, как закат солнца озаряет ледники вершин Манараги. Весь следующий день мы держали путь назад. Манарага долго провожала нас и скрылась только после того, как мы перевалили хребет Кар-Кар. Заночевали в пяти верстах от базы Желанной. К обеду следующего дня мы были у базы. Теперь нам нужно было поймать машину, чтобы добраться до Инты. Повезло! Ночью прибыли на Урал. Жаль было уезжать, я долго провожал взглядом заснеженные хребты и перевалы. Как пересекли реку Кожим, Урал скрылся за морем тайги, через пять часов мы уже в Инте. Далее проехали почти двое суток в поезде, и мы в Шуе.

Вот такая она, макушка Уральских гор.

От 31 Августа 2017 года Сергей НИКИТИН, преподаватель православной школы имени свт. Тихона ЗАДОНСКОГО.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий