Когда я на почте служил ямщиком…
Хотя почту доставляли конной тягой, оперативности можно было позавидовать.
Перед нами уникальная фотография. На старинном снимке — состав Шуйской почтово-телеграфной конторы начала XX века. Начальник конторы, надворный советник Иван Васильевич Смирнов, помощник начальника — надворный советник Александр Васильевич Воздвиженский. А также почтово-телеграфные чиновники: коллежские асессоры Александр Иванович Митропольский и Виктор Николаевич Твердислов, титулярный советник Пётр Николаевич Владимиров, коллежский регистратор Николай Васильевич Самойлов, губернский секретарь Николай Ипполитович Ваулин. Не имеющие чина: Николай Трофимович Туркин, Евгений Васильевич Башмаков, Василий Михайлович Едунов, Сергей Фёдорович Абрамов, Ольга Васильевна Конторская, Екатерина Сергеевна Дойлова. Надсмотрщики: губернский секретарь Михаил Константинович Русин и не имеющие чина Николай Ефимович Зиновьев и Евгений Дмитриевич Костин.
Это полный списочный состав всего почтового ведомства дореволюционной Шуи. Сама контора располагалась на Покровской улице, рядом с тюрьмой и Киселёвской больницей. К сожалению, несколько лет назад здание сгорело и восстановлению не подлежит. Поэтому устроить там музей шуйской почты не представляется возможным. Однако некоторые факты работы конторы просто поражают. Особенно сроки доставки корреспонденции. По городу почтовые отправления доставлялись в начале XX века на следующий день, согласно штемпелю. По Шуйскому уезду почта приходила адресату в течение трёх суток. А Шуйский уезд тогда по территории превосходил земли Шуйского района в современных границах почти в три раза и включал в себя сёла Тейково и Лежнево, а также другие населённые пункты, ставшие теперь районными центрами. Примечательно то, что и столичные газеты доставлялись быстро, и уже через три дня их можно было вынуть из почтовых ящиков. Даже по территории страны, в самые дальние уголки: от княжеств Польского и Финляндского до Камчатского края или Сахалина — письма из центра Российской империи доходили максимум за три месяца. Если учесть состояние тогдашних дорог и отсутствие современного транспорта (автомобильного и воздушного), это удивительная цифра, ведь, в основном, корреспонденцию везли на почтовых поездах и с использованием конной тяги. А то и верхом или пешком...