year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: (49351) 33-100, 3-04-94.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. © Издательство «Местный спрос», год.
Родители обязаны думать о полезном для своих детей

Родители обязаны думать о полезном для своих детей

О преподавании православной культуры корреспондент «МС» беседует с директором школы № 10 Натальей Расстригиной.

Родители обязаны думать о полезном для своих детей

В 2016 году в Ивановской области процент выбравших модуль православной культуры по школам в целом снизился. Младших школьников на уроках, в основном, знакомят с основами светской этики. Почему вдруг приобщение к русской культуре и русским традициям, которые корнями уходят именно в православие, превращается в проблему? В чём истоки этой проблемы?

— Наталья Александровна, на Рождественских чтениях (они проходили в декабре) епископ Шуйский и Тейковский Матфей обратил внимание на тревожные тенденции среди молодёжи. Дети уходят от реальной жизни в мир интернета, где процветает разгул нечестия, соблазн и опасность для жизни. И контролировать, на какую приманку подсел твой ребёнок, очень сложно. Проблема нравственного воспитания детей становится стратегически важной. В начальном общем образовании выделяют область такого обязательного предмета, как ОРКСЭ? В чём же его суть?

— Предмет «Основы религиозной культуры и светской этики» уникален. Российских школьников начали системно знакомить с национальными, духовными, этическими и культурологическими основами традиционных религий. Православие, ислам, буддизм, иудаизм составляют фундамент тысячелетней культуры нашей страны. Школьные учителя последовательно и профессионально говорят с детьми о морали, нравственности, духовности, об их значении в жизни людей, семьи и общества, о душе, совести, обязанностях человека, раскрывают перед детьми жизненные смыслы традиционных нравственных заповедей. Предмет состоит из шести модулей. Родители могут выбрать один из модулей.

— А как вообще происходит процедура выбора модуля? Кто решает — родители, учитель, администрация школы?

— Выбор за родителями. Пошаговая процедура выбора представлена в Регламенте, предлагаемом министерством образования, который, подчёркиваю, носит рекомендательный характер. Выбор модуля — добровольное дело родителей, так как они являются законными представителями несовершеннолетних детей.

— Но если в классе учатся дети, в семьях которых исповедуют разные религии или вообще никакую? Как поступать родителям и учителям в этом случае?

— В классе можно выбрать одновременно несколько модулей. У нас был подобный случай. Мы преподавали для одного ученика «Основы исламской культуры». Ребёнок вместе с учителем занимался на отдельном уроке. Здесь могут возникнуть трудности только с расписанием. Но эти трудности ложатся на плечи администрации школы, и они абсолютно решаемы. Повторяю, выбор модуля должен зависеть только от желания родителей.

— Если дети выбрали основы религиозных культур, то предмет преподают представители конфессий или же учителя школы? И может ли так произойти, что на выбор модуля влияет степень подготовки учителя?

— Все модули в классе ведёт один и тот же учитель, а не священнослужители. Педагоги начальной школы проходили курсы повышения квалификации по всем модулям в равной степени. Какой модуль будет изучать тот или иной школьник, зависит от законных представителей ученика.

— Выбор непростой. Здесь могут сыграть роль предубеждения. А вдруг моего ребёнка, который изучает основы православной культуры, начнут вовлекать к затворничеству в монастыре? Молодых мам могут пугать платки, длинные юбки, в которые вдруг облачат их дочерей...

— Не следует путать изучение модуля «Основы православной культуры» с обучением в православной школе. Никто не заставляет учеников на уроках бить поклоны и читать молитвы. Дети размышляют над важнейшими вопросами жизни: что такое человек? в чём смысл жизни? почему надо следовать добру и избегать зла? как правильно строить отношения с другими людьми? почему нравственная личность созидает и живёт, а безнравственная разрушает и умирает? Духовные принципы православия в данном случае тесно переплетаются с общечеловеческими нравственными принципами. Исторически сложилось, что для нас, живущих на Руси, православие неотделимо от культуры.

— И всё же в некоторых школах учителя мягко навязывают своё мнение. И родители под давлением учителя выбирают светскую этику, хотя желали бы приобщать своих детей к православной культуре. Существуют организационные проблемы или некий бойкот со стороны педагогов или администрации?

— Мне такие случаи не известны.

— Но они имели место быть, к сожалению. Какие организационные моменты возникают при выборе модуля ОРКСЭ?

— Это приобретение учебников. Школа обязана их закупать. Это и оплата труда педагога. В условиях подушевого финансирования за урок с одним учеником учитель получит, скажем, «три рубля». Не все педагоги захотят так работать. Учитель должен очень хорошо разбираться по каждой теме всех шести модулей. Особенно при преподавании основ религиозных культур, чтобы не дать искажённое представление об этом предмете.

— Но для каждого модуля педагог сам обязан разработать конкретную программу. И, как правило, занимается он этим в свободное от педагогической деятельности время. И если учитель наработал опыт по одному конкретному модулю, то он и заинтересован в его преподавании. Зачастую в самих учебниках разброс и отклонение от программы. Да и учебников тьма…

— Да, круг учебных пособий, входящих в федеральный перечень учебников, широк. Мы выбрали линейку учебников под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Учебники нам понравились. Это и единая линия содержательного материала, которая будет прослеживаться вплоть до 10-го класса. Для 4-го класса в первой книге — общие понятия. Во второй — модульная часть. Успешность и минимизация проблемы реализации учебного предмета ОРКСЭ нами обеспечивается благодаря трёхстороннему взаимодействию школа – вуз – церковь. В рамках партнёрства школы с Шуйским филиалом ИвГУ и Шуйской епархией в городе традиционно организовываются научно-методические семинары и курсы повышения квалификации для учителей-предметников по Основам православной культуры. Особое внимание уделяем расширению их компетентности как в сфере реализации учебной деятельности, так и в сфере взаимодействия с родителями в процессе выбора ими модулей. Устраивая семинары, уже не варимся в собственном соку, а приглашаем опытных педагогов из других городов. В качестве лекторов на курсах в 2017 году были и будут ещё приглашены высококвалифицированные специалисты из Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования – М.В. Захарченко, профессор кафедры истории педагогики, доктор философских наук; Т.А. Берсенева, к.п.н., доцент кафедры социально-педагогического образования, автор учебно-методического комплекса «Основы православной культуры»; Н.В. Еремина, к.п.н., старший преподаватель кафедры.

— И всё же, отчего учителя опасаются выбора курса «Основы православной культуры»? От того, что учителю проще преподавать светскую этику, не опасаясь нареканий со стороны родителей, или же от того, что сам учитель не религиозный человек?

— Можно только предполагать, в чём причина. Но, чтобы не было у родителей боязни и отторжения от православной культуры, следует проводить как можно больше мероприятий, в которых присутствует церковь. Почему бы не сделать традиционные Рождественские концерты для более широкого круга? Сначала наши школьники будут зрителями, а затем участниками мероприятий, организованных совместно с церковью. И тогда родители, педагоги, дети поймут, что церковь — не чуждое, а реальное и земное.

— Есть ли что-то положительное и рациональное в поведении детей, которые изучают в школе «Основы православной этики» вот уже три года, и результаты опроса родителей радуют?

— Дети становятся добрее и лучше относятся друг к другу. А разве это плохо? Это хорошо. Поэтому родители как вправе, так и обязаны думать о полезном знании для своих детей. Ни личные пристрастия учителя, ни финансовые трудности в нашей стране, ни организационные проблемы преподавания в образовательных учреждениях не могут быть тому помехой.

От 4 Апреля Беседовала Любовь СМИРНОВА.

Просмотров: 1072

:e1 :e2 :e3 :e4 :e5 :e6 :e7 :e8 :e9 :e10 :e11 :e12 :e13 :e14 :e15 :e16 :e17 :e18 :e19 :e20 :e21 :e22
Оставьте свой комментарий