year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Без логопеда не обойтись! - «Местный спрос»

Без логопеда не обойтись!

О коррекции речевых нарушений у детей мы беседуем с учителем-логопедом МДОУ № 23 Ириной Щудриной.

Без логопеда не обойтись!

— Ирина Вячеславовна, многих родителей волнуют вопросы, из-за чего возникают нарушения речи у детей? В каком возрасте нужно обращать внимание на дефекты детской речи и как их исправить?

— Предпосылками речевых нарушений могут стать такие факторы, как внутриутробная патология, наследственная предрасположенность, генетические аномалии, неблагоприятные роды и их последствия, заболевания, перенесённые ребёнком в первые годы жизни, общение ребёнка с людьми с нарушениями речи, неблагоприятные социально-бытовые условия, в которых растёт малыш, перенесённый стресс или испуг, а также слабо развитые органы артикуляционного аппарата: язык, губы, нижняя челюсть и мягкое нёбо. Также предрасполагающими причинами для возникновения речевых расстройств у детей могут являться так называемые «критические периоды», во время которых происходит бурное развитие речи, а нервная система, в целом, очень ранима. Это возраст 1-2 года, 3 года и 6-7 лет.

— В каком возрасте дети учатся произносить звуки?

— Несмотря на то, что все дети индивидуальны, существуют определённые возрастные нормы развития речи. В 1,5-2 года объём словарного запаса ребёнка до 350-380 слов. Обычно к двум годам ребёнок усваивает звуки п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. К трём годам малыш усваивает звуки ш, ж, ч, щ, но произносит их недостаточно чётко, звуки л, р пропускает или заменяет звуком ль. К 5 годам жизни дети многие звуки произносят более правильно и чётко, исчезает замена шипящих звуков ш, ж, ч, щ на свистящие, з, ц, но не все дети умеют произносить звуки л, р.

— Что должен уметь ребенок в возрасте 5 лет?

— В этом возрасте ребёнок должен уметь находить отличие и сходство между двумя картинками, называть обобщающим словом группу предметов (корова, лошадь, коза — домашние животные; зима, лето, весна — времена года). Находить лишний предмет в каждой группе, подбирать противоположные слова, видеть на картинке неправильно изображённые предметы, объяснять, что не так и почему.

— С какого возраста нужно заниматься коррекцией речи ребёнка?

— Корректировать недостатки речи предпочтительнее в дошкольном возрасте. Поэтому, если вы считаете, что при нормальном слухе и интеллекте уровень развития речи вашего ребёнка не соответствует возрастным нормам, нарушено звукопроизношение, недоразвит фонематический слух (вместо слова гусь, ребенок говорит кусь, вместо слова шапка — сапка и т. д.), ограничен словарный запас и неправильный грамматический строй, тут двух мнений быть не может: заняться исправлением просто необходимо. И без помощи логопеда не обойтись!

— Где можно получить помощь опытного логопеда?

— Квалифицированную логопедическую помощь можно получить в группах компенсирующей направленности (логопедических), куда направляют ребёнка специалисты детского сада после определённого обследования. Либо у частных логопедов, к которым родители могут обратиться самостоятельно.

— Каким правилам должны следовать родители, чтобы предотвратить нарушения речи у ребёнка?

— Для успешного исправления речи у детей родителям необходимо помнить и выполнять некоторые правила: не «сюсюкать» с ребёнком, не подражать детской речи; речь взрослого должна быть образцом для ребёнка: четкая, небыстрая, грамматически правильная, богатая; избавьте ребёнка от бессмысленного постоянного шумового фона (всегда работающий телевизор, компьютер, радио и т. д.). Учите ребёнка вслушиваться в звучащее слово, покажите ему разнообразие значений слов, превратите общение с ребёнком в необходимый процесс.

— Известно, что развитие мелкой моторики благоприятно влияет на речь.

— Поэтому нужно уделять внимание и мелкой моторике. Самыми доступными упражнениями являются раскрашивание цветными карандашами (не фломастерами), выкладывание рисунков из мозаики и собирание пазлов.

— Что ещё посоветуете родителям?

— Осуществляйте контроль за речью ребёнка. Если ваш ребёнок получает помощь логопеда (в детском саду или на частных занятиях), необходимо обеспечивать регулярное посещение ребёнком логопедических занятий и выполнять все рекомендации логопеда. И обязательно читайте ребёнку книги! Чтение книг, рассматривание иллюстраций, пересказ прочитанного, беседа по содержанию развивают устную речь ребёнка. Книга является средством обогащения словарного запаса детей, примером грамматически правильной речи. Помните! Недостатки речи — серьёзный дефект, способный задерживать и общее, и умственное развитие. Вам необходимо нацелиться на систематическую, длительную работу с ребёнком. Если до школы не скорректировать речевые недостатки, то у ребёнка неизбежны ошибки при чтении и письме, сложности в общении, вследствие чего может быть снижение самооценки и конфликты с учителями, родителями, одноклассниками.

От 14 Октября 2016 года Спрашивала Ирина КЛИННИКОВА.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий