year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Строительство железной дороги «Шуя – Южа – Южгрэс» - «Местный спрос»

Строительство железной дороги «Шуя – Южа – Южгрэс»

Часть 21 и последняя. Виноват Днепрогэс.

Строительство железной дороги «Шуя – Южа – Южгрэс»

В феврале 1931 года, после монтажа стальных конструкций через реку «Тезу», началась укладка рельс вдоль земляной насыпи, с предварительной раскладкой шпал. К марту была произведена укладка шпал и по ним рельсовых звеньев, которые были соединены накладками и сболчены. Рельсовый путь уложен до разъезда Харитоново. Осталось произвести подъёмку пути на балласт и тогда пошли бы первые рабочие поезда, которые, как рассказывал мне Николай Иванович Власов, должны были пустить уже к маю до станции Южа.

Дорога от Южи должна была связать Горьковскую область, где был построен первый автозавод, с Ярославлем – единственным поставщиком резиновых изделий на автозавод. Этим самым путь сокращался на 130 километров, что давало большой экономический эффект. Строительство дороги стоимостью 9,2 миллиона рублей должно было закончено во второй пятилетке. И вдруг, неожиданно для шуян, строительство дороги прекратилось. А с 1 июня 1932 года оно было законсервировано официально. На день консервации было израсходовано более 4 миллионов рублей, а это почти половина запланированных средств. Вот тогда и поползли по городу слухи, что железнодорожный мост построен якобы вредительски и вот-вот должен рухнуть. И слухи эти распространялись не только при жизни Николая Власова, они гуляют и по сию пору. А было всё очень просто. Виной всему был… Днепрогэс.

7 ноября 1927 года, в 10-летний юбилей Великой Октябрьской социалистической революции, был положен первый камень в Днепровскую ГЭС. В тот день начала строиться самая мощная на земле гидростанция. Она же и самая красивая — постарались братья Веснины! Без малого миллион кубометров бетона легло в плотину. А 10 октября 1932 года все кто строил, собрались на правом берегу Днепра. Одних только гостей — рабочих с разных концов земли — было четыре тысячи. Прибыли Орджоникидзе, Калинин, из Парижа — Анри Барбюс. Эти данные взяты мною из статьи Василия Михайловича Пескова «Днепровское ожерелье».

Однако вернёмся в 1931 год. Уже тогда стало ясно, что на торфе больших «энергий» не получить. Вероятно, в это время и была дана команда «отставить». И никаких «вредителей» не было. Руководители строительства разъехались. И. М. Вейер — в Одессу, на отдых. А. И. Пашевич – на строительство канала Москва — Волга. Николай Власов женился на красавице-шуянке Тоне Барсуковой. А потом, отгуляв отпуск, поехал на север. Там, на реке Подюге, он построил мост для перевозки экспортного леса.

...Николай Иванович Власов никогда не забывал о Шуе. И, когда было свободное время, непременно приезжал в любимый город. К сожалению, построенный взамен своего Октябрьского моста новый мост — «декабрьский» — он его уже не увидел. Власов скончался в ночь с 12 на 13 февраля 1993 года.

От 27 Сентября 2016 года Борис СИДОРОВ

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий