«Кольцо просвещения» уездной Шуи
Августовская экскурсия завершила цикл пеших прогулок по центру города.
Знакомила экскурсантов с историей развития просветительского движения в Шуе Светлана Винокурова, старший научный сотрудник музея К. Бальмонта. Выбранная тема понятна — наш город, как и абсолютное большинство городов и царской, и советской России, был центром культуры и образования. Из века в век открывались сначала церковно-приходские школы, затем приходские и духовные училища, гимназии, позднее общеобразовательные школы, профессиональные училища, техникумы и педагогический институт. По сути, все учебные заведения, в которых обучаются современные дети, созданы нашими предками. Задача первых школ, открытых при храмах, была воспитательной: «исправлять и направлять». А далее государство ставило более масштабную цель — создание разветвлённой системы народного образования.
Увы! В век демократических свершений, как насмешка над прошлым, доминируют зеркально противоположные приоритеты. И диву даёшься, с какой безответственной лёгкостью власти научились закрывать, сокращать, уничтожать учебные заведения. Казалось бы: страна та же, всё те же ресурсы, кроме прочего — новые технологии, интернет, компьютеры, но не развитие, а сплошной упадок. «Достопримечательностью» становятся ветшающие или заброшенные здания школ, основой общества — возрастающее число малограмотной молодёжи, не умеющей ни читать, ни писать. Хоть убейте, но не могли во время этой «прогулки» рождаться иные мысли, кроме как тех: а куда же мы катимся?..
В ходе экскурсии разговор шёл о самых известных (из более чем двадцати) учебных заведений дореволюционной Шуи и о знаменитых учениках и педагогах прошлого, прославивших город. Началась экскурсия от бывшей Спасской площади, на которой в дореволюционной Шуе располагалось в разное время сразу три учебных заведения.
Первое приготовительное училище открылось в Шуе в 1807 году. Оно размещалось на первом этаже двухэтажного строения городского магистрата (центральная часть здания — терема). Первый шуйский учитель и единственный в те годы, кто имел право учительствовать, Алексей Михайлович Мешков. Обучалось в училище всего двадцать человек. Но уже через два года по просьбе жителей открывается второе Спасско-приходское училище, которое находилось на базе собственного дома священника Ильи Григорьева. Помогал отцу Илье в деле обучения детей Василий Цветаев, прадед поэтессы Марины Цветаевой. И спустя сто лет в Шуе уже действуют полная мужская гимназия и женская гимназии, духовное училище, уездное трёхклассное училище и ещё пять начальных училищ и школ.
По желанию шуйских купцов, мужская прогимназия имела статус классической, что предоставляло выпускникам учебного заведения монопольное право поступления в университеты Российской империи. Несмотря на финансовые сложности из-за войны с Турцией, строительство нового здания закончилось быстро. И заслуга в этом — местных меценатов, которые пожертвовали на учебное заведение свыше 30 тысяч рублей. В списке благотворителей значится 35 имён.
К концу XIX века церковно-приходские школы действуют при Воскресенском, Крестовоздвиженском, Всехсвятском и Петропавловском храмах. Обучалось в них порядка четырёхсот детей, но уже в 1912 году число учеников всех сословий составило 1705 человек.
Шуйское земство может гордиться ещё и тем, что в 1901 году оно первым приняло постановление о всеобщем обучении. Перед революцией в Шуйском уезде только церковно-приходских школ было тридцать, не считая школ другого профиля, в которых обучалось 6307 учащихся.
Рейтинг | Тема и содержание экскурсии | Кол-во человек | Кто проводил |
1 | Генеральный план Шуи от Екатерины II | 60 | Музей Бальмонта |
2 | Шуйское купечество и правила торговли | 40 | Музей Фрунзе |
3 | Воскресенский собор и его окрестности | 35 | Музей Фрунзе |
3 | Шуя древняя: история образования, кремль | 35 | Музей Бальмонта |
3 | Образование в дореволюционной Шуе | 35 | Музей Бальмонта |
4 | Шуя советская: монументальные памятники | 20 | Музей Бальмонта |
5 | История городского сада и его окрестностей | 16 | Музей Фрунзе |
6 | Шуя революционная | 16 | Музей Фрунзе |
Сказано!
Народное образование составляет… самый капитальный вопрос нашего времени. В развитии начал веры, доброй нравственности и полезных знаний лежит залог нашего общественного блага и семейного счастья…
Из письма председателя Шуйской земской управы купца Т. С. Борисова городскому голове купцу Н. Л. Калужскому.