year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Строительство железной дороги «Шуя – Южа – Южгрэс» - «Местный спрос»

Строительство железной дороги «Шуя – Южа – Южгрэс»

Часть 19. «Вредителей» не было. Но без ЧП не обошлось.

Строительство железной дороги «Шуя – Южа – Южгрэс»

Путевой дом для рабочих, занятых на строительстве стальмоста. Фотография из архива Н. И. Власова.

«Вредителей» искали и называли в народе не только в 1983 году, я (Н. И. Власов — прим. ред.) слышал о них ещё в 1939 году. Вопрос В. Гаранина в шуйской газете «Знамя коммунизма» от 21 октября 1989 года о том, были или нет репрессированы строители моста, остался без ответа. В то же время в корреспонденции М. Ковалёва о строительстве железной дороги всё перепутано, статья неверная, т. к. строительство железной дороги ничем не было связано с Ярославлем, никаких землекопов из Мордовии и Чувашии у нас не было. Рабочие ходили в лаптях, о чём я уже упоминал, а я был начальником строительства, ходил в ботинках с крагами, а зимой в валенках с галошами, и ни один рабочий меня в этом не упрекнул. Мою статью-опровержение на публикацию М. Ковалёва шуйская газета не поместила.

Что касается «вредителей», то на стройке таких не было. За всё время строительства не было не только правонарушителей, но даже не было мелкого хулиганства и драк. Все жили и работали очень дружно. Правда, у нас на линии было одно ЧП, не считая случая обсчёта грабарями молодого техника, которое было раскрыто в два дня Шуйским ОГПУ.

У разъезда Харитоново плотники строили двухэтажный деревянный жилой дом для путевых рабочих. Брёвна сруба клались на паклю, которая по всему фронту стен висела «бородами». Был жаркий июньский вечер, когда рабочие кончали свой рабочий день. Один из плотников, когда сходил с подмостей, закурил козью ножку, а спичку небрежно бросил. Горящая спичка попала на паклю, сруб дома превратился моментально в огромный костёр и быстро сгорел. На помощь плотникам рабочие и пожарные бочки из Харитонова не успели даже тронуться с места.

А рабочий, который «поджёг» сруб, прибежал домой и покончил жизнь самоубийством. После я говорил бригадиру, почему они не уберегли человека от несчастного случая. Я списал материал от пожара, привезли новые брёвна из просек, и через два месяца новый дом был готов вчерне.

Что касается вопроса Ковалёва о том, кто был автором проекта стальмоста, об этом я писал выше. Автором проекта стальмоста через реку Тезу был начальник изысканий профессор Петропавловский С. И. Его в Москве, действительно, судила тройка трибунала и осудила на 10 лет ссылки в Сибирь, где он работал на строительстве БАМа первой очереди около Хабаровска. Его судили за то, что он «приютил» и скрывал у себя на квартире белых офицеров, нелегально перешедших границу из Польши. Конечно, ему также инкриминировали небрежность в изысканиях нашей железной дороги, повлекших за собой карстовый провал на Святых озёрах, о чем с меня брали допрос в Шуйском ОГПУ. Таким образом, версия о вредительстве на строительстве железной дороги была надумана и «подогрета» тем, что стальмост готов, но поезда по нему не ходили.

От 30 Августа 2016 года Рукопись Н. И. Власова подготовил к печати Борис СИДОРОВ.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий