Строительство железной дороги «Шуя – Южа – Южгрэс»
Часть 18. Народную стройку опекал «вредитель»?
Меня, как руководителя стройки (Н. И. Власова – прим. ред.), до сих пор удивляет, как равнодушно отнеслись шуйские и ивановские руководящие работники к консервации железной дороги, которая очень нужна была не только для ЮжГРЭС, но также для Южи и прилегающих районов, богатых промышленными и кустарными предприятиями. Тем более что основные трудности в строительстве дороги были позади. Надо помнить и то, что строительство этой дороги всегда имело большую поддержку государственных и общественных организаций города Иваново-Вознесенска как областного центра, а также городов Шуи и Южи. Многим помог строительству Шуйский горисполком. Он предоставил прекрасный дом для штаба в Лихушине, разрешил ставить в своих конюшнях лошадей управления строительства, в том числе тройку выездных, моего иноходца, рысака — самого быстрого коня в Шуе, который за 40-45 минут доставлял меня верхом до Иваново-Ильино; ломовую лошадь с каретами, сбруей, фуражом и обслугой наших лошадей, конюхами и кучерами исполкома, за что мы им платили ежемесячно плату. Исполком обязал горкомхоз оформить необходимую техническую документацию и регистрацию для строительства бараков в районе Суконной фабрики.
Горторг и горпищеторг, по указанию горисполкома Шуи, открыли по линии стройки торговые точки и пункты горячего питания. Исполком разрешил использовать камень для строительства моста от разобранного Спасского храма. Окружной пот-ребсоюз снабжал нашу стройку спецодеждой, спецобувью, сбруей, колёсами для телег и коляс-ками для тачек. Станция Шуя обеспечивала бесперебойную подачу вагонов и грузов для строительства. Леспромхоз своевременно предоставлял лесосеки и разрешал использовать весь лес с них. Землеустроительные организации области и городов Шуи и Южи своевременно производили отвод земельных участков под застройку, выделили старшего землеустроителя для проверки расчётов триангуляции моста через Тезу. Текстильторг городов Иванова и Шуи выделял мануфактуру для премирования рабочих. Областные организации помогли в выделении для стройки насосов, локомотивов, керосинокалильных фонарей и др. Окружное бюро и горком партии Шуи неоднократно слушали мои доклады о ходе строительства железной дороги и оказывали помощь кадрами, а бюро ИТС систематически устраивало экскурсии на наше строительство.
В связи с консервацией строительства железной дороги в направлении Шуя – Южа, был отменён заказ Днеп-ропетровскому заводу на изготовление балансиров и опорных частей стальмоста, отчего по нему не могли ходить паровозы. Фермы моста стояли на шпальных клетках. По мосту вручную перегоняли железнодорожные вагоны. Это вызвало в народе подозрение о наличии вредительства в строительстве моста через Тезу.
От 16 Августа 2016 года Рукопись Н. И. Власова подготовил к печати Борис СИДОРОВ.