year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Строительство железной дороги «Шуя – Южа – Южгрэс» - «Местный спрос»

Строительство железной дороги «Шуя – Южа – Южгрэс»

Часть 12. Монтаж моста вручную.

Строительство железной дороги «Шуя – Южа – Южгрэс»

Установка ферм стального моста рамными подъёмниками.

Строительство железной дороги «Шуя – Южа – Южгрэс»

Первый паровоз на железнодорожной линии.

Длина мостовой фермы, которая изготавливалась на металлургическом заводе в Кулебаках Горьковской области, была 75 метров. Как же отмерять эти метры по воде на судоходной реке? Обычным измерением этого сделать невозможно. А ошибаться нельзя. Сделаешь размер между устоями больше, ферма моста провалится, меньше — ферму не поставить, она не войдёт на опоры. Для того чтобы правильно определить длину между опорами ферм на устоях, существует инженерный способ измерения геодезическими приборами (теодолитом), с последующим решением треугольников по правилам тригонометрии. Что я и сделал. Но я на себя не надеялся, вдруг ошибусь? Я обратился в отдел землеустройства горисполкома, который помог мне, направив старшего производителя землеустроительных работ; он 25.09.1930 г. произвёл повторные разбивочные и проверочные работы. Все его работы подтвердили правильность моих расчётов, что, конечно, для меня было очень приятно, и я в эту ночь спал спокойно. Кроме того, фермы моста должны быть поставлены так, чтобы они обеспечивали проход пароходов с мачтами.

Правобережный устой задержался не только свайными и земляными работами, но и каменной кладкой, которая велась уже в октябре-ноябре месяцах в условиях заморозков, для чего был построен высокий тепляк, обёртывающий весь устой. Тепляк подогревался коксом в железных печах, а также паром, который подавался из локомотива, стоявшего рядом на пути. В это же время бригада Прохорова сделала рамные подмосты через всю ширину реки, с судоходным пролётом. По этим подмосткам опытные монтажники-мостовики, приехавшие из Костромы, соорудив козловый кран на железнодорожном пути, поднимали и монтировали детали стального моста. Соединения элементов моста и его крепёж производился заклёпками.

Монтаж моста и постановка заклёпок производились по-старинному, вручную. Кроме портального крана, других механизмов не было. Заклёпки разогревались в переносных жаровнях и далее расклёпывались вручную в заклёпочных отверстиях кувалдами и молотами. Работа была тяжёлой. Но опыт и знания работ монтажников обеспечивали выполнение работ в срок и качественно. Монтаж производился быстро и к концу февраля 1931 года был закончен. Впервые по нему проехали железнодорожные платформы с рельсами и шпалами для производства путевых работ за мостом. На паровозах по мосту не ходили, так как стальные фермы стояли на шпальных клетках, а не на стальных опорных балансирах, которые задерживал Днепропетровский завод и которые он не сделал вследствие консервации строительства, о чём далее.

От 14 Июня 2016 года Рукопись Н. И. Власова подготовил к печати Борис СИДОРОВ.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий