year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Печальная история Дуняши из Дунилова - «Местный спрос»

Печальная история Дуняши из Дунилова

Историческую поэму о жизни русской царицы Евдокии Лопухиной автор представил в музее К. Д. Бальмонта.

Печальная история Дуняши из Дунилова

В литературно-краеведческом музее Константина Бальмонта слушатели вершили «суд». Нет, ничего преступного не произошло. Просто виновник события, краевед, московский поэт, дипломант номинации «Литературное открытие 2011 года» Александр Александров знакомил поэтическое сообщество со своей новой поэмой «Последняя царица». Поэтическое произведение посвящено трагической судьбе опальной супруги Петра Великого — Евдокии Лопухиной.

Первыми слушателями поэмы шуяне оказались не случайно. Корнями Александр Евгеньевич связан с шуйской землёй — в живописном Дунилове, в доме бабушки, протекало его каникулярное детство. Ещё мальчишкой заслушивался он переходящими из уст в уста легендами о боярском роде Лопухиных. Говаривали, будто Дуняша родилась в Дунилове, а затем долгие годы томилась в здешнем монастыре. Красивые легенды и стали отправной точкой для поэмы, затрагивающей противоречивую в истории

России тему.

Не будучи специалистом, сложно давать оценку поэтическим особенностям произведения. Достаточно сказать, что слушалось произведение легко. Язык его — красочный, певучий, народный. Образы героев эмоционально яркие и зримые. С первых строк зал был погружён в полную драматизма эпоху — исчезновение патриархальной домостроевской Руси. Перед глазами промелькнула вся жизнь православной царицы. Вот Дуняша у пруда, взирая на безбрежную гладь, мечтает о женихе. Сватовство — с замиранием сердца, венчание — в серебряном блеске январского снега, рождение первенства и связанные с ним нежные письма супругу. А дальше — гибель во младенчестве двух сыновей, ставшая предвестником других бед. Счастье женское рухнуло, и в одночасье испытала она всё: и холодность мужа, и попрёки свекрови, и появление соперницы, и печальный удел — заточение.

Увы! Подобных драматических судеб не одна и не две — неугодных жён государи отправляли в монастыри, а в просвещённой Европе нелюбимым супругам рубили головы. Печальна материнская судьба Евдокии: под строгим запретом запрещали ей видеть сына, с которым она связывала своё освобождение. Поэтому значительное место в произведении занимают монологи о наследнике Алексее, возмужавшем без её участия. Но и этой надежде не довелось сбыться. И вновь мы слышим её боль, страдание, отчаяние. Печальная песнь о неугодной русской государыне-матушке, оказавшейся игрушкой в руках хитрых царедворцев, — вот, пожалуй, на мой взгляд, основной лейтмотив исторической драмы. Сам же Александр Евгеньевич определил основную идею произведения проще. Это рассказ о необыкновенной женской судьбе — страшной и сложной. Но при этом героиня благодарит Бога, подарившего ей жизнь. «Бог дал познать мне истинную цену величия и счастья земного», — последние слова Евдокии Лопухиной.

Согласие читателей или их несогласие, споры о видении истории и бурные обсуждения, и восторг, и множество вопросов — всё это лишний раз подчёркивает мастерство автора и несомненные достоинства произведения.

От 10 Июня 2016 года Любовь СМИРНОВА, фото автора.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий