year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Строительство железной дороги «Шуя — Южа — Южгрэс» - «Местный спрос»

Строительство железной дороги «Шуя — Южа — Южгрэс»

Часть 10. Стальмост: как всё начиналось.

Строительство железной дороги «Шуя — Южа — Южгрэс»

Центральной и сложнейшей работой при строительстве железной дороги было сооружение железнодорожного металлического моста через реку Тезу в районе Лихушина. Этот мост является классным инженерным сооружением, требующим для проектирования геологических, гидрологических и геодезических изысканий, а также специальных инженерных расчётов. Автором проекта моста был доцент Московского института инженеров транспорта Н. М. Митропольский.

Стальной мост в Шуе проектировали в виде раскосных ферм и стоек с ездой по низу, с мощными портальными рамами на выезде и въезде с моста и ветровыми связями на верху ферм. Мост однопролётный, длиной семьдесят пять метров, шириной между ферм в свету шесть метров, высотой ферм двенадцать метров. Опоры стальмоста каменные, с обратными подпорными стенками в виде крыльев. Устои моста лежат на железобетонной плите толщиной 120 сантиметров, которая опирается на деревянные сваи. На обрезах устоев моста предусмотрена проектом установка шарнирных опорных частей с цилиндрическими стальными катками, на которые устанавливались мостовые фермы для возможности передачи температурных изменений и возникающем от этого напряжении в стальных элементах моста.

Свайные работы и возведение устоев велись силами Управления строительством железной дороги; изготовление стальных ферм и элементов металлических конструкций — в городе Кулебаки Горьковской области; опорные части моста в виде ребристых плит из ковкого чугуна и стальных цилиндров к ним были заказаны заводу в Днепропетровске.

Мостовые фермы со всеми элементами были выполнены в Кулебаках к сентябрю 1930 года. Все эти конструкции равномерными партиями начали прибывать к нам на стройку. Для их приёма нами были подготовлены стальные платформы на новой подъездной ветке к мосту в районе суконной фабрики, на которые тяжёлые элементы моста транспортировались при разгрузке с железнодорожных платформ по рельсовым покатам и там складировались по заводским маркам. К строительству устоев мы приступили сразу после майских праздников. Устои строили поточно, начиная с левого берега, и переходили на правый. Сначала забивали шпунтовые, затем опорные сваи левого устоя, затем свайные работы переносились на правый берег, а в это время на левом устое велись бетонные, а затем каменные работы, по окончании которых рабочие переходили на правый берег. Всего выполнено земляных работ в объёме 1500 кубометров, в том числе подводных 700 кубометров; забито двойного шпунтового ряда 1610 свай; бетонных и железобетонных работ — 450 кубометров; каменной и камнетёсной кладки около 2000 кубометров.

Надо помнить о том, что на строительных работах стального моста не было ни прораба, ни мастера, и обязанности прораба я принял на себя, обязанности десятника поочерёдно брали на себя бригадиры под моим контролем. Исполнительную документацию вёл инженер, который приходил, по разрешению прокурора, из заключения.

Основной же состав рабочих на строительстве моста перешёл к нам вместе со мной со строительства Октябрьского моста.

От 31 Мая 2016 года Рукопись Н. И. Власова подготовил к печати Борис СИДОРОВ.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий