year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Строительство железной дороги «Шуя — Южа — Южгрэс» - «Местный спрос»

Строительство железной дороги «Шуя — Южа — Южгрэс»

Часть 7. Финансовое обеспечение стройки.

Строительство железной дороги «Шуя — Южа — Южгрэс»

Основными работами при строительстве железной дороги были земляные. Все они выполнялись грабарями из Украины. Это были высококлассные, практичные, знающие своё дело рабочие. Трудились они от солнца до солнца, то есть начинали в 4-5 часов утра, работали до 13 часов, после чего делали перерыв на обед и жару до 16-17 часов и далее работали до 20-21 часа. В день на одного коня приходилось 20-25 кубометров земли, а то бывало и больше.

Первые группы грабарей прибыли на стройку в конце марта, в лесу и на полях ещё лежал снег. Все они начали заниматься рубкой леса на просеках, очищать срубленный лес, где надо — корчевали пни. Срубленный лес разделывали на брёвна, трелевали на склады, где укладывали его по сортам и породам. По договору с лесничеством, весь срубленный лес поступал в пользование дороги. Лес у нас шёл на строительство путевых домов, хвойные породы использовались на сваи и мосты; также лесом обеспечивались подсобные рабочие и леса. В конце апреля грунт оттаивал на 20-25 сантиметров или, как мы говорили, «земля оттаяла на штык». Грабари начали разработку поверхностного слоя земли на своих участках и двигались по нему дальше. В это же время на «первом» участке снова оттаивал следующий слой. В результате мы во многом сократили сроки исполнения земляных работ на трассе.

По своему укладу работы грабари делились на «лошадных» и «безлошадных». Безлошадные всячески стремились приобрести лошадей. Управлению строительства железной дороги главкомом было направлено около 200 монгольских лошадей, которых мы передавали грабарям под документы. Большая часть «безлошадных» грабарей брала аванс и покупала у крестьян лошадь. У кого же грабари брали аванс на покупку лошадей?

Основные расходы по капитальному строительству вёл главк в Москве, обеспечивая всеми главными строительными материалами, изделиями и конструкциями. В то же время для облегчения оперативной деятельности в шуйском госбанке был открыт лицевой счёт на моё имя. И на этот счёт в шуйский госбанк главк перечислял от 60 до 80 тысяч рублей. В основном, я переводил необходимые суммы на зарплату рабочим. Кроме того, я давал авансы грабарям на покупку лошадей по их просьбе. Я хочу сравнить процедуру выдачи аванса в то время с современностью. В наше время, если рабочий просит аванс под какие-то хозяйственные надобности, он должен написать заявление; это заявление должен поддержать прораб или начальник участка, а в некоторых случаях профсоюзная организация. После этого рабочий несёт своё заявление секретарю Управления. Через день-два начальник накладывает резолюцию с разрешением выдать аванс. «Бумага» идёт в бухгалтерию, там главный бухгалтер, в зависимости от финансовой обстановки, разрешает выдать аванс, чаще всего, в общие дни выдачи зарплаты. Итак, рабочий получает просимый аванс через неделю, а то и две.

У нас на стройке оформление аванса рабочему на покупку лошади проходило в течение 10-15 минут. Обычно ко мне обращались рабочие с просьбой об авансе тогда, когда я ехал по трассе. Обращение об авансе на покупку лошади устно поддерживал бригадир, или руководитель куреня, или прораб участка, или, наконец, начальник дистанции. Этого было достаточно, я вынимал из кармана чековую книжку, выписывал чек на 250-350 рублей. На корешке чековой книжки я записывал номер куреня, фамилию, имя и отчество просителя и брал его подпись. Отрывал чек на означенную сумму, и рабочий в любое свободное для него время получал в банке деньги. Мной было выдано около 200 авансов на покупку лошадей рабочими и не было ни одного случая сокрытия авансов. Все авансы были возвращены.

От 19 Апреля 2016 года Рукопись Н. И. Власова подготовил к печати Борис СИДОРОВ.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий