year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Строительство железной дороги «Шуя – Южа – Южгрэс» - «Местный спрос»

Строительство железной дороги «Шуя – Южа – Южгрэс»

Часть 5. Со школьной скамьи – в ИТР.

Строительство железной дороги  «Шуя – Южа – Южгрэс»

Зная мои трудности с кадрами, главк обратился с письмом к шуйскому прокурору о возможности использования инженеров-строителей, находящихся в заключении. Шуйский прокурор разрешил отпускать из тюрьмы инженера Мичурина (знаменитая фамилия). Этот инженер мог использоваться мной с 9 до 16 часов только в штабе, без права выезда его на трассу. Откровенно говоря, большой пользы этот инженер мне не приносил. Он занимался разбором технической документации и архивом. К секретной переписке и к документам, естественно, его не допускали.

В это же время я поехал к директору шуйской школы № 1 (бывшая мужская гимназия, ныне школа № 2) с просьбой направить на стройку железной дороги человек пять мальчиков, окончивших в этом году школу, при этом хорошо знающих математику. Математика приучает к усиленному мышлению, а мне были нужны такие ребята. По окончании экзаменов на аттестат зрелости ко мне на стройку пришли три мальчика. Прекрасные мальчики, скромные юноши, красивая юность, смущённые тени на лицах, интерес ко всему, что кругом. Такие были мальчики, которые пришли к нам. Их у нас всё интересовало: как будет строиться мост через Тезу, как производят измерение ширины реки, зачем роют кюветы, с какой стороны пути ставят столбы для связи и многое другое, и даже о связи стройки с природой.

На все вопросы мальчиков я дал подробные ответы, рассказал им о значении строительства железной дороги для нашего края; как интересно строить железные дороги в области сплошных лесов и речек; сколько лесных животных можно встретить; как приятно на заре слушать жаворонков, в чаще леса перекличку птиц и нередко соловьиные трели. Всё это очень понравилось мальчикам, они, как говорится, «загорелись», увлеклись и заинтересовались. Затем я посадил мальчиков в пролётку, и мы все вместе поехали по трассе километ-ров десять и опять вернулись в контору.

В штабе уже никого не было; суббота, все ушли домой и нашей беседе никто не мешал. Этих трёх мальчиков, фамилии их я не помню, назовём их Коля (мой тёзка), Саша и Андрей. Колю я назначил прорабом строительства моста через Люлех в Иваново – Ильино, Сашу – геодезистом, а Андрея – прорабом деревянных мостов на 1-й дистанции. Начальник 2-й дистанции – Пашевич А. И. сумел набрать себе штат ИТР из жителей Южи, при этом главным образом использовал в роли прорабов «своих» бывших десятников. Итак, мальчики получили назначения и сразу смутились. Они не знали, что такое прораб и что такое геодезист. Каждому из них я коротко объяснил обязанности каждого, о том, что прораб – производитель работ, что он должен следить за качеством работ, делать элементарные разбивки частей здания, вести техническую документацию, в том числе журнал работ, журнал забивки свай, составлять акты скрытых работ, обеспечивать безопасность работы рабочим, а также выписывать материалы и отчитываться о расходовании их, обеспечивать рабочих инвентарём, инструментом, снаряжением, выписывать наряд на работу. Это их, конечно, сразу испугало, так как они понятия об этом не имели. Я их успокоил. Сказал, что все эти документы я им сам покажу, заявки и отчётность по материалам они будут делать под диктовку десятника, а наряд на работу рабочим выпишу я им сам. «И так постепенно вы научитесь, как надо вести дело», – сказал я мальчикам. При этом каждому я дал учебники по элементарным курсам для десятников по мостам и железным дорогам. Саше я объяснил, что геодезист занимается разбивкой трассы, то есть указывает, где прокладывать на местности железную дорогу, даёт отметки высоты или глубины насыпей и выемок; производит промеры ширины рек в недоступных местах при помощи триангуляции или решения треугольников по правилам тригонометрии. Я дал Саше учебник геодезии, инструменты и прикрепил к нему двух рабочих. Всех троих молодых людей зачислил в штат «с сегодняшнего дня» и дал им двухнедельный срок на теоретическую и практическую подготовку, после которого буду экзаменовать и практически оценивать их знания и подготовку лично сам.

От 5 Апреля 2016 года Рукопись Н.И. Власова подготовил к печати Борис СИДОРОВ.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий