Строительство железной дороги «Шуя – Южа – Южгрэс»
Часть 4. Высший класс шуйской строительной школы.
Меня окружали мудрые люди, опытные специалисты, они искренне помогали мне. Но это не значит, что кадровый вопрос для строителей был решён. Нет, он долго отставал от потребностей стройки и дела, особенно резко не хватало инженерно-технических кадров, полностью был не укомплектован производственный, сметный отделы и другие технические службы. Не хватало более 35 человек ИТР. Многие задачи этих служб опять же легли на мои плечи. По ночам мне приходилось разбирать проекты, сметы и технические расчёты по отдельным сооружениям, делать замечания, указания и распоряжения по их выполнению. В середине марта 1930 года Шуйский горисполком выделил в моё распоряжение бывшую дачу Пестеля, брата известного декабриста, в Лихушине (см. фото В. Жданова). Это было двухэтажное здание в прекрасном парке, на левом высоком берегу Тезы, в последнее время принадлежавшее шуйскому фабриканту Терентьеву. Место было очень красивое. Здание штаба строительства меня устраивало, тем более оно было расположено рядом со строительством моста через реку Тезу и строительством железной дороги.
Началось интереснейшее для меня строительство. Я перешёл в высший класс шуйской строительной школы. Хочу ещё раз обратиться к тому, как мне приходилось «крутиться» в эти дни. Не хватало линейных ИТР, я их заменял; не было прораба стальных мостов через Тезу и Люлех, я их заменял; в штабе не было ни одного инженера или техника, на которого я мог бы положиться. Приходилось опытных, но полуграмотных десятников ставить прорабами на больших земляных работах. Я каждую ночь читал и изучал вопросы строительства железных дорог по руководствам и трудам крупных учёных этой отрасли, в том числе: «Станции и узлы» профессора Образцова (отца известных артистов), этот учёный приезжал в Иваново в институт, где я слушал его интересные лекции; «Строительство железных дорог» профессора Митюшина, он тоже приезжал в институт с лекциями; «Курс земляных работ» профессора Курдюмова; «Мосты» профессора Митропольского; юбилейный выпуск в 12 томах издания Московского института инженеров путей сообщения и другую техническую литературу. Каждую ночь я прочитывал и изучал 60-80 страниц. К тому же был я молодым человеком и не только со стороны посматривал на девушек, но почти каждый вечер спешил на свидание в общественный сад, кино и театр с той, с которой через полгода я связал свою судьбу на 50 лет. Вставал я от сна утром в 9:00-9:30, ложился спать в 2-3 часа ночи.
Все эти трудности не приводили меня в уныние, наоборот, придавали мне больше энергии, и победы над трудностями были для меня большим душевным подъёмом.
От 29 Марта 2016 года Рукопись Н. И. Власова подготовил к печати Борис СИДОРОВ. Фото: В. ЖДАНОВ.