year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Мосты соединяют людей - «Местный спрос»

Мосты соединяют людей

К 115-летию Николая Ивановича Власова.

Мосты  соединяют людей

Землю для строительства Октябрьского моста брали из вала, окружавшего в далёкие годы детинец Шуи, то есть насыпь, на которой появился город. Располагался вал напротив типографии А. К. Гофмана, ныне — Комсомольская площадь, дом 6.

Мосты соединяют людей. Без этой связи иногда останавливается жизнь. Отсюда вывод: мосты не только нужны, они необходимы. В старину — давнюю и не очень — при строительстве этих сооружений применялось только дерево. Но древесина, как известно, материал недолговечный. Через Тезу, где, вероятно, ещё с поры князей Шуйских находился время от времени переход, в двадцатые годы стоял старый деревянный мост шириной в 10, а длиной в 95 метров. Он был настолько ветхим, что не только пароходам, но и значительному движению по верху создавалась угроза. А город рос. Движение в нём и в разные части области тоже возрастало. На смену лошадке начал приходить автомобиль. Вот и было принято решение построить в Шуе железобетонный мост. Для такой серьёзной стройки необходим проект. Губернским дорожным отделом (г. Иваново) и Шуйским горсоветом был организован закрытый конкурс. Проекты заказали профессорам Митропольскому Н. М. (учителю Николая Ивановича Власова по институту) и Скрябину П. Н., работавшему до «профессорства» начальником одной из дистанций пути в Иваново-Вознесенске. Председателем жюри конкурса был назначен В. Л. Николаи, москвич, несколько позднее ставший главным разработчиком московского метрополитена.

Рассмотрение обоих проектов происходило в зале заседания. Мост по проекту Скрябина был интересен. Он в чём-то повторял проект моста в Риме, но был значительно сложнее в исполнении. В основном поэтому, его отвергли и приняли проект Митропольского; который сразу же перешёл в стадию рабочего: над ним стали работать автор и профессор Руднев, исполнявший статические расчёты.

Заказчиком был губернский дорожный отдел в лице инженера Алябьева. Главным инженером утвердили М. Д. Степанова. Спустя три месяца после начала работ начальником строительства был назначен инженер И. И. Афонский. Иван Иванович был деловым и умным человеком. Он учился и заканчивал институт вместе с Н. И. Власовым. Более того, они жили в одной комнате в последние два года учёбы. Из института он выпускался со специальностью «водопроводчик», а так как был старше Власова на 9 лет, то имел больший жизненный опыт. Им же была возведена водонапорная башня по проекту В. Г. Шухова; он много сделал для обновления водоснабжения города. Прорабами строительства стали Н. И. Власов и И. М. Суханов.

В июне 1928 г. начали отсыпку дамбы моста. Землю для этого брали из вала, окружавшего в далёкие годы детинец Шуи, то есть насыпь, на которой появился город. Располагался вал напротив типографии Адольфа Карловича Гофмана, ныне — Комсомольская площадь, дом 6. Во время разрытия вала были обнаружены выполненные гончарным способом слуховые окна, расположенные в 10-15 метрах одно от другого. Строительство самого моста началось в августе того же года, а закончилось в конце сентября 1929-го.

В этой 14-месячной работе были и очень интересные моменты. Вот некоторые из них. Чтобы построить новый мост на месте старого, прежде необходимо этот старый разобрать. Ломать — не строить… Но тогда прервётся сообщение одной части города с другой, да и с районами. Значит, изначально нужно взамен старого моста поставить где-то временную переправу. А это около 100 метров. Сколько материалов надо! А времени!

Руководство строительства во главе с Виктором Леопольдовичем Николаи долго обсуждало этот вопрос на месте будущей стройки. Ничего не придумав, уехали в контору, чтобы уже там принять какое-то решение.

Когда они уехали, к Николаю Ивановичу Власову подошёл Иван Максимович Суханов и сказал:

— Я слышал, инженеры решают строить временный мост, да у них ничего для этого нет: ни плашкоутов, ни понтонов… А ведь я понтоны наводил под Порт-Артуром. Дайте мне 150 сорокаведёрных бочек, и я в три дня наведу мост.

Николай Иванович был поражён! Какое блестящее предложение бригадира плотников! Бочки из-под керосина, бензина, рыбы достать в те годы труда не представляло.

— Вот блестящее применение закона Архимеда! — воскликнул он.

А Прохоров стал объяснять Власову конструкции вязки опорных гнёзд на бочках:

— Только пробки должны быть вверху и деревянные рамы плотно очерчены по контуру бочек.

Николай Иванович ушёл домой. Охваченный идеей, он весь вечер рассчитывал, проектировал будущую переправу. Утром проект был готов. Придя на работу, Власов представил его Николаи.

— Этот молодой инженер подаёт большие надежды, — похвалил Власова профессор.

— Идея не моя, Виктор Леопольдович, — сказал Николай Иванович, — это бригадир плотников Прохоров удумал…

Проект переправы был утверждён. Достали бочек. Бригада Прохорова приступила к сборке её на берегу у складов леса. Через три дня спустили на воду.

Ну, а теперь подлинные воспоминания Н. И. Власова:

— Длинной лентой, наподобие плотов, покачивался «мост» у берега. Ставить его надо было выше по реке. Договорились с пароходством, которое рано-рано утром, когда весь город спал, а июньское солнце, едва забыв свой закат, восходило с другого конца, подало буксир к импровизированным плотам.

Вся бригада была в сборе; по нескольку человек рассеялись на каждую раму-опору, плавающую на бочках. Буксир прогудел басом и отчалил от берега.

Я был молод, меня радовала победа, мне хотелось петь, я любовался всем. И солнце, и жаворонки, и тихий плеск волны, и загорелые лица рабочих, и шум колёс буксира, и покачивание плотов — всё было тогда для меня чем-то необыкновенным. Мне казалось, я одержал очень большую победу. А ведь это был трудовой порыв людей, каких у нас без счёта.

Круто развернув, пароход подошёл к месту установки…

Дружная работа бригады закончила мост к утренней смене… По нему сразу же открылось движение.

— Вчера ещё не было ни моста, ни людей, ни материалов, а сегодня по новому наплавному мосту поехали машины. Откуда только всё взяли, — удивлялись рабочие, идя на работу… А Прохоров старательно зачищал последний метр перил и радостно улыбался себе в бороду.

Долго работал другой трудовой учитель Николая Ивановича Власова, вологодский землекоп Назаров (не знаю ни имени, ни отчества), который со своей бригадой не только землю со дна реки доставал, но и нашёл в этом же месте реки гати, то есть давно забытый переход через Тезу, занесённый илом и песком настил из брёвен времен князя Василия Шуйского — так предположил любитель-краевед доктор Камнев, посещавший стройку и присутствовавший при этих «раскопках». Назаров же забил много сотен свай-шпунтин и ещё в 1929 году впервые применил водоподмыв шпунта и свай при их забивке в хрящевых грунтах…

В суровую зиму 1928-1929 года стояли сорокаградусные морозы. Несмотря на это, работа не прекращалась ни днём, ни ночью. Работали без выходных и праздников — спешили «вылезти из воды» до половодья.

Только что закончили забивку шпунтовых перемычек второго быка. Мощные насосы начали откачивать воду. То тут, то там через неплотности стенок местами тихонько струилась вода. Это было не страшно. Но вдруг в углу перемычки приток воды резко усилился. Медлить было нельзя: вода прорвётся и зальёт котлован; тогда к весне этот «бык» останется под водой. Ледоход разобьёт шпунты и надолго задержится строительство моста.

Видя всё это и никого не спрашивая, землекоп Машинов из бригады Назарова прыгнул в ледяную воду. Его мощная богатырская фигура напоминала Черномора; сильными ударами он законопатил прорыв и вылез в мокрой и обледенелой одежде наверх, а на смену ему прыгнули, один за другим, такие же богатыри и плотно и надёжно укрепили место прорыва… Перемычка была спасена.

Ни один из рабочих после этой «процедуры» не заболел. Они даже удивились, когда Николай Иванович спросил на другой день их о здоровье.

— Ведь мы после этого по стаканчику приняли и согрелись. Только на улицу нельзя было выходить; обогреться и обсушиться необходимо, — ответили эти молодцы…

Вот так они строили. На совесть! Им помогало государство: лучшая арматурная сталь того времени — на строительство шуйского моста. Самый качественный цемент Новороссийского и Вольского заводов — ему же. Шуя получала его не в бумажных пакетах, как принято теперь, а в деревянных бочках.

А какой заботой было окружено строительство! Профессор В. Л. Николаи приезжал в Шую из Москвы консультировать строителей через каждые 7-10 дней. Шуйский фотограф Богданов по заданию исполкома регулярно фотографировал различные моменты стройки, ощущая историческую важность происходящего. И они его построили!

От 5 Февраля 2016 года Борис СИДОРОВ

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий