year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Он делал, казалось, невозможное. - «Местный спрос»

Он делал, казалось, невозможное.

К 115-летию Николая Ивановича Власова.

Он делал,  казалось, невозможное.

Николай Иванович Власов проектировал, строил, руководил. Правда, «первый блин» был всё-таки комом. Об этом он мне рассказывал сам, лукаво улыбаясь: «Понимаешь, поручили мне спроектировать и построить в городском саду эстраду — раковину. Спроектировал. Построил. Все чинно, красиво, но законы-то акустики нам на факультете не преподавали.

И получилось, что звучание музыкального коллектива для зрителя было, скажу прямо, неважным, а вот для жителей Васильевской улицы — отменным. Ошибку помню всю жизнь».

Работы у Николая Ивановича было выше головы. Работы интересной, увлекательной. В одном из следующих рассказов о нём я непременно об этом упомяну. А сейчас хочу сказать, что настоящая школа строительства или, как он сам говорил, «второй институт», начался тогда, когда Власов был назначен прорабом на строительстве железобетонного моста через Тезу.

А как трудились в те годы, можно судить по таким фактам: Октябрьский мост строи-ли с августа 1928 года по ноябрь 1929, или 16 месяцев! Забегая вперед, скажу, что железную дорогу широкой колеи усиленного профиля вместе с двумя стальными мостами (над Тезой и Люлехом) возводили с мая 1930 года по февраль 1931-го всего 10 месяцев. И это при том, что не было ни одного электромотора, ни трактора, ни бульдозера. Только тачки, конные грабарки, вагонетки, толкаемые людьми, их мускулы, их головы и их желание работать. Кстати сказать, городской Лихушинский мост возводился с сентября 1982 по 1990 год. Не трудитесь считать — 93 месяца.

После консервации строительства железной дороги Шуя — Южа — ЮжГРЭС Николай Иванович был уже известным мостовиком. А мостовик — высшая аттестация строителя. О нём знали в Москве. И пригласили в столицу. Как-то он мне сказал:

— Я сделал большую глупость, что не пошёл в метрострой начальником участка. Побоялся, что не осилю это дело.

Но всё же поработать в Москве пришлось. Под руководством Николая Власова производилась реконструкция Ярославского вокзала. Изначально он имел «в плане» вид перевёрнутой буквы «П». Николая Ивановича пригласил к себе в кабинет тогдашний первый секретарь МГК ВКП А. Каганович по поводу строительства в Москве первых колхозных рынков. И он дал согласие. Построил Богородский (за заводом «Красный Богатырь»), Арбатский, Зацепинский.

Но душа хотела другого, он всегда говорил, что очень любит свою профессию и железные дороги. И не только за то, что его трудом вырастает что-то рукотворное там, где прежде ничего не было, но и за то, что именно эта профессия давала великолепную возможность путешествовать по стране, да ещё и за «казённый» счёт. И он строил жилые здания, фабрики, заводы, комбинаты, мосты и, конечно же, железные дороги.

Поступило предложение: срочно, до весеннего паводка, построить железнодорожный мост на Подюге — реке на дороге Коноша — Вельск — Котлас, чтобы вывозить северный лес через Архангельск в Европу. И он построил. Уложился в неимоверно сжатые сроки.

В весенние дни 1941 года Николай Иванович строил сборочный цех Казанского авиационного завода. И как строил!

— Сели, — рассказывал он мне, — и за ночь, на обёрточной бумаге, от руки, набросали план цеха. Ямы под фундамент копали все вместе. Выкопали за день и ещё одну ночь. В это же время электрики тянули кабель, ставили трансформаторы. Прикатили станки. Начали делать полы. Цех заработал, дал первую продукцию. И это всё за 10 дней. Потом начали класть стены. Пошёл первый снег.

Большая работа была у Власова по строительству 3000 километров железной дороги вдоль Волги: Свияжск — Ульяновск — Сталинград. И это во время войны.

Весной 1945 года американцы методично, точно сбросили 1200 авиационных бомб на металлургический комбинат в Хеникс-дорфе, что в 40 километрах на северо-запад от Берлина, сравняв предприятие с землёй. После окончания войны Николаю Ивановичу поручили восстановить его. И он сделал, казалось, невозможное. 12 марта 1948 года он присутствовал при первой плавке. Почётный гражданин Хениксдорфа, Власов все годы существования ГДР имел переписку с комбинатом.

В Союз он возвратился в 1949 году и сразу же окунулся в восстановление и развитие родной страны. Постройка второй ветки железной дороги Котельнич — Коныш — Вельск — Котлас. Возрождена химическая промышленность в Донбассе. Славянск, Пермь — главный инженер строительного треста. Подольск — строительство кабельного завода и завода «Микропровод». Березники. Закамье. Целина. Павлодар — заместитель главного инженера; подчинялось все строительство Экибастуза, а это 40 заводов… Да разве всё перечислишь, где пришлось строить Власову?

Он вернулся в подмосковный Подольск. В должности начальника строительного треста построил машиностроительный завод и в 65 лет вышел на пенсию, перейдя на педагогическую работу, на которой трудился до 90-летия.

Я дважды был у Николая Ивановича в Подольске. С ночёвками. Посетил строительный техникум. Присутствовал на занятиях и восхищался той любовью, которой одаривали его студенты. Он скончался в ночь с 12 на 13 октября 1993 года. Дома. В своей очень скромной квартирке на втором этаже трёхэтажного дома постройки первых послевоенных лет.

Ещё работая в Подольском строительном техникуме и имея продолжительный отпуск в летнее время, Николай Иванович почти каждый год навещал Шую. Мы бродили с ним по городу или забирались в мой старенький «Запорожец» и объезжали все новостройки города, никогда не забывая о мостах.

Однажды, обойдя объект, его интересующий, мы сели в машину и, прежде чем включить мотор, я спросил:

— Что для вас значит Шуя, Николай Иванович?

Ответил он спокойно, без всякого пафоса:

— Шуя — моя молодость. Шуя дала мне личное счастье. Я люблю её, как город моей юности, люблю её народ — приветливый, красивый. Люблю её, как город начала моей профессии.

Николай Иванович Власов любил и знал Шую. Тосковал по ней, находясь вдали от неё. В каждом письме спрашивал: «Что нового у вас?». Он много и интересно рассказывал мне о некоторых моментах различных строек в нашем городе. О некоторых из них написал воспоминания. Эти повествования я непременно доведу до вас. Пусть шуяне знают о строителе Власове.

Он делал,  казалось, невозможное.

Как трудились во времена юности Николая Ивановича Власова, можно судить по таким фактам: Октябрьский мост строили с августа 1928 года по ноябрь 1929, или 16 месяцев! И это при том, что не было ни одного электромотора, ни трактора, ни бульдозера. Только тачки, конные грабарки, вагонетки, толкаемые людьми, их мускулы, их головы и их желание работать. Для сравнения: городской Лихушинский мост возводился с сентября 1982 по 1990 годы — 93 месяца…

На фото: забивка вспомогательных свай ручным способом на строительстве Октябрьского моста, 1928 год.

От 12 Января 2016 года Борис СИДОРОВ, Почётный гражданин Шуи

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий