year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Чем хорош ВИА? Тем, что это живое общение - «Местный спрос»

Чем хорош ВИА? Тем, что это живое общение

Вокально-инструментальные ансамбли — отдельная страница в истории молодёжи нашего города, а ребята из ВИА 70‑х — настоящие звёзды. Так считает бывший комсомольский вожак города Шуи.

Чем хорош ВИА? Тем, что это живое общение

Многие помнят эту аббревиатуру — ВИА и знают, что она означает. Многие, но не все. Да и откуда может взяться это знание, если на проходящих ежегодно Днях Российской культуры нет ничего подобного! Поэтому, восполняя этот пробел, мы хотим рассказать, прежде всего, шуйской молодёжи, об эпохе ВИА. Наш собеседник — бывший 2‑й секретарь Шуйского горкома комсомола Любовь Королёва, которая в ту далёкую пору, в 70‑е годы прошлого века, курировала ВИА.

— Любовь Николаевна, в 70-80‑е годы в нашем городе было много вокально-инструментальных ансамблей. Давайте вернёмся в эпоху съездов, пятилеток и вспомним, какие ансамбли были в Шуе, кто ими занимался, как они развивались?

— Вокально-инструментальные ансамбли — это отдельная страница в истории молодёжи нашего города. В 1971 году областной комитет ВЛКСМ организовал в нашем регионе смотр-конкурс вокально-инструментальных ансамблей «Радуга». Этот конкурс провёл обком комсомола и в 1972, и 1973 годах. Потом всё затихло. Но не в Шуе. В нашем городе смотр-конкурс получил дальнейшее развитие. Начиная с 1974 года, началось активное развитие ВИА в Шуе. Наиболее популярным на тот момент был ВИА «Радуга» клуба ткацко-отделочной фабрики (худрук Евгений Полетаев), который играл зимой на танцах в Павловском дворце, а летом на танцплощадке в Павловском саду. Этот ансамбль вдохновил другие ВИА. Вслед за этой группой в Шуе появляются новые ансамбли. Работу с ВИА проводил Шуйский ГК ВЛКСМ, и мне было поручено заниматься организацией песенно-инструментальных конкурсов. В первом смотре-конкурсе в городе весной 1974 года приняли участие три коллектива: «Радуга», о котором я сказала выше, ансамбли клуба фабрики «Шуйский пролетарий» и Перемиловского ДК. Когда на этом конкурсе выступили все три коллектива, им вручили солидные подарки, и на следующий год желающих принять участие в конкурсе было уже намного больше. В 1975 году на сцене городского Дома культуры на очередном конкурсе мы увидели уже семь коллективов. Появился ансамбль «Импульс» на радиозаводе (худрук Вадим Бабайкин), именно здесь взошла звёздочка шуйского вокала Валера Муратов, покоривший всю Шую, появляется ансамбль пединститута, мощнейший, сильный, который возглавлял Юрий Калиберда. Отмечу, что на шуйской эстраде появились ансамбли не только на предприятиях, но и те, которые играли в ресторанах «Шуя» и «Теза». В частности, очень известный ВИА под руководством Юрия Кочеткова открылся в 1974 году в ресторане «Шуя». В его составе были Сергей Чесноков, Владимир Веденеев, Александр Ковалёв — красивые, молодые, талантливые ребята. В ресторане «Теза» ансамблем руководил Александр Теплов.

— Беда заключалась в том, что тогда хорошей аппаратуры не было…

— Да, инструменты были не ахти — всё паяли и клепали сами, гитары делали самостоятельно, оборудование музыкальное тоже создавали своими руками. В шикарных костюмах выступал только ВИА «Радуга» ткацко-отделочной фабрики. Им костюмы шили за счёт фабрики. Остальные выступали кто в чём. Позже и другие ансамбли стали понемногу «обшиваться». Проблема хорошей аппаратуры тоже понемногу стала разрешаться. В конце 70‑х пединститут покупает новую современную аппаратуру, и мы общим советом решаем, что на конкурсе все будут играть на этой новой аппаратуре. Конкурс вышел на другой уровень — звучание было почти профессиональное, тем более что в составе ансамблей появились новые солисты, стали применяться баян, аккордеон, скрипка, флейта. Все шлягеры, популярные в стране, исполнялись нашими ребятами. Лучшие ансамбли Шуйский горком комсомола поощрял бесплатными путёвками за границу, в международные молодёжные лагеря отдыха. Был стимул в работе. Но самое главное — это ожидание праздника. Билеты на фестиваль ВИА «Радуга» в ГДК раскупались заранее. В зале всегда был аншлаг. Ведь это был настоящий музыкальный праздник для молодёжи. Всё это ансамблевое движение продолжалось до 1981 года. Потом конкурсы сошли на нет, о чём я очень и очень сожалею.

— А как Шуйский горком комсомола относился к ансамблям, которые были в каждой уважающей себя школе?

— Школьных ансамблей в ту пору было мало. Помню, во 2‑й школе был ВИА, в индустриальном техникуме. Больше всё-таки было ансамблей на промышленных предприятиях города: например, на маслоэкстракционном заводе появился ВИА, когда там секретарём комсомольской организации стала Надежда Богаделина.

— Почему вы, Любовь Николаевна, считаете 1981 год закатом ВИА?

— В этот год произошло объединение двух комсомольских организаций: города и района. Там и там сменился аппарат. Интерес самих ответственных работников к этому направлению угас. Всё очень просто.

— В настоящее время в нашем городе есть ансамбли приблизительно такого же уровня, что были тогда, в 70-х?

— А есть ли вообще сейчас в нашем городе вокально-инструментальные ансамбли? ВИА в моём представлении — это ансамбль поющих, это работа на аппаратуре, это живой звук. Никакой фонограммы. Я не знаю, как назвать выступление наших отдельных исполнителей-вокалистов, которых в городе много. Думаю, что как формы вокального мастерства ВИА в Шуе сейчас нет совсем. Есть рок-группы, но это немного не тот формат. Чем хорош ВИА? Тем, что это живое общение. Когда в Павловском саду в летний тёплый вечер цветут цветы, пахнет кругом их ароматом, звучит великолепнейшая мелодия, пусть лирическая, пусть быстрые ритмы, даже запрещённый Шуйским отделом культуры «Распутин» в исполнении ансамбля под руководством Юрия Кочеткова, это такой позитив!

— Любовь Николаевна, а цензура в то время была? Репертуар фильтровали? Вообще худсовет существовал тогда?

— Была цензура. Даже очень жёсткая. Порой доходило до парадоксов. На конкурс-фестиваль «Радуга» ансамбль пишет нам заявку в ГК ВЛКСМ, где указывают репертуар — 10-12 песен. Что из этого репертуара они могут показать со сцены ГДК? Эту бумажку обязан был проверить отдел культуры и так называемый Гослит. Дяденька этот, который проверял, находился в милиции на 3‑м этаже. Он приходил и проверял, что можно, что нельзя. Но… Мы не особо на это и внимания-то обращали и никогда никому не запрещали что-либо петь. Последствия были. Ну, выговор мне объявят, а ребятам — ничего. Пусть поют.

Кстати говоря, в рестораны города люди ходили не просто выпить и закусить. Ходили слушать музыку. И не какую-нибудь там «Мурку», а популярные шлягеры из репертуара «Бони М», «Абба» и других звёзд.

— Как, на ваш взгляд, участие в ВИА помогло ли в творчестве, в дальнейшей жизни ребятам?

— Конечно. Я могу с полной уверенностью сказать, что ребята из ВИА 70‑х — звёзды города Шуи. Давайте перечислим некоторые имена: Валера Муратов, Юра Калиберда, Женя Полетаев, Оля Сотова, Володя Валькевич, Слава Алимов, Саша Теплов, Серёжа Чесноков, Юра Кочетков… Их все знают сейчас, их имена на слуху, хотя сегодня все эти талантливые ребята уже дедушки.

У меня есть мечта собрать их всех в один день и в один час, чтобы они смогли выступить перед шуянами.

От 3 Ноября 2015 года Беседовал Владимир БАБАЙКИН.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий