Награда для Почетного гражданина
Мраморные плиты надгробия Почетного гражданина Шуи благодарные потомки приспособили для изготовления … банных скамеек
140 лет назад в жизни нашего края произошло знаменательное событие – началось регулярное железнодорожное движение, соединившее важные промышленные центры Шуйского уезда с Нижним Новгородом и Москвой. Необходимость постройки железной дороги была очевидна, учитывая обороты промышленности уездного города Шуи, крупного мануфактурного центра Иваново, не считая промышленно развитых сел. Успех всякого большого дела зависит напрямую от энтузиазма и активности того, кто им занимается. Таким человеком в строительстве железнодорожного пути Новки-Иваново был шуйский купец, Потомственный почетный гражданин города Иван Иванович Попов. Он же был назначен первым директором Шуйско-Ивановской железной дороги. И четверть века исправно исполнял эту должность.
Предприниматель на общественной службе
Предприниматель в третьем поколении, Иван Попов отошел от дел и посвятил себя общественной деятельности. Именно ему Шуя обязана устройством водопровода, постройкой здания Благородного собрания (ныне ГДК), благоустройством улиц и многим другим позитивным изменениям в жизни города. Он являлся председателем комитета по постройке мужской гимназии в Шуе, почетным попечителем прогимназии, Гласным города и Земства, а также старостой Покровской церкви. Предпринимательская расчетливость Попова позволяла ему без труда устраивать любое дело, находить заинтересованных людей и необходимые капиталы. Однако строительство железной дороги оказалось делом не простым. Несмотря на очевидность экономической выгоды устройства этой ветки, у многих возникали сомнения в необходимости делать соединение с Шуей. Сейчас трудно представить, что город мог бы остаться без этого железнодорожного пути. Тем не менее, это было реально.
Представляем автора
Татьяна Александровна ДОБЫЧИНА, искусствовед, старший научный сотрудник Литературно-краеведческого музея Константина Бальмонта. Аспирант кафедры отечественной и зарубежной истории ШГПУ. Закончила Санкт-Петербургскую академию художеств. Автор публикаций по истории края.
Шуянин Попов против француза Жюто
В 1862 году французский инженер Жюто, бывший строитель Нижегородской железной дороги, по поручению некоторых заинтересованных лиц начал делать промеры и предварительные изыскания для железнодорожного пути из Новок прямо в Иваново. Обеспокоенный Попов помещает в «Северной пчеле» убедительную статью, в которой с предпринимательской расчетливостью, используя цифры, доказывает не только выгоду, а просто необходимость включения Шуи в эту ветвь. «У некоторых лиц составилось мнение вести эту дорогу не на Шую, а прямо в Иваново, вероятно с той целью, чтобы сократить верст на десять линию и сделать Иваново складочным местом для всего уезда. Таким централизаторам мы напомним, что уже прошло то время, когда железные дороги проводили так прямо, как только летают птицы, и что бессмысленно обходить такие места, каков город Шуя и целый мануфактурный округ». Делая расчет экономической выгоды, Попов приводит ежегодные цифры оборота производственной продукции региона, которая будет задействована в перевозке по этому пути, учитывает примерное количество пассажиров. В общем, убедительно доказывает: все расходы, потраченные на эти десять верст до Шуи, не только очень скоро окупятся, но и поспособствуют тому, чтобы быстрей покрылись расходы всего пути от Новок до Иванова.
Как раскошелить шуйских капиталистов?
Активную помощь Попову в продвижении идеи постройки оказали председатель Шуйской уездной земской управы П. Волков и посадский глава С. Гарелин. Убедив всех в необходимости включения Шуи в проект постройки железной дороги, Попов столкнулся с другой проблемой – как привлечь финансы на это важное дело? То, что казалось Попову экономически выгодным, вызвало опасения у потенциальных вкладчиков. В «Московских ведомостях» Иван Иванович сетует: «Фабриканты и капиталисты здешнего уезда, хорошо сознающие всю громадную выгоду от проведения железной дороги, никак не могут расстаться даже с частью своих свободных капиталов и стать во главе предприятия. Полученные комиссией по сооружению Шуйско-Ивановской железной дороги от некоторых лиц уклончивые письма удостоверяют нас в том, что они … или не сочувствуют общественному делу, или, что хуже … боятся плодотворных последствий железных дорог, создания средних капиталов! Города, остающиеся без железных дорог, обречены на неизбежный упадок. Этого ли желаем мы своей Шуе?» Необходимые средства все же удалось собрать по подписке – с ходатайства министерства финансов.
Строительство завершено в срок
Строительные работы на дороге начались в июне 1867 года, первоначально в них было задействовано около тысячи человек, но численность строителей увеличилась ввиду того, что работы должны были продвигаться быстро и «безотлагательно». Кстати, эти сроки были выбраны с расчетом на то, чтобы подгадать к окончанию Нижегородской ярмарки, с которой все товары и пассажиры могли бы быть, к общему удовольствию и выгоде устроителей, перевезены по новому пути. Но Попову удавалось все – строительство было благополучно завершено в срок. Первый пробный поезд проследовал по новому пути 1 сентября, а регулярное движение началось 15 числа. Как положено, состоялось пышное торжество открытия дороги с участием первых лиц губернии.
Железному пути – благословение архиепископа
В воскресенье, 15 сентября, экстренным поездом в 10-м часу на станцию Новки прибыли: архиепископ Владимирский и Суздальский Антоний, владимирский губернатор В. Струков, губернский предводитель дворянства граф Н. Апраксин, инженер генерал-лейтенант барон Дельвиг, инженер-строитель дороги И. Ридель и строители Горбов, Мамонтов, Бусурин с приглашенными гостями. Сюда же приехали глава Вознесенского посада, Почетный гражданин С. Гарелин. В изящно устроенной палатке на платформе станции Новок совершен был молебен в присутствии множества окрестных жителей. В своей речи архиепископ Антоний молитвенно выразил надежду, что новый путь будет безопасен, тверд и долговечен. По окончании молебна владыка окропил путь и все вагоны святой водой, сопровождая освящение пением многолетия всему августейшему дому. Та же самая церемония происходила на всех станциях, и на каждой из них поезд встречала многочисленная толпа народа с восторженными криками «ура». На Ивановской станции волостной старшина Дарьинский встретил строителей хлебом-солью от всего Ивановского общества. Завершилось торжество, как положено, роскошным обедом, за которым много было сказано теплых слов и выражено надежд, что предпринятое дело будет особо способствовать развитию торговли и промышленности здешнего края. А вот здание вокзала в Шуе было построено позднее. К сожалению, оно сгорело, и городу пришлось выстроить новое, то самое, которое служит нам до сих пор. Но это другая история.
А что же с теми, чьими трудами и заботами устраивалась железная дорога? Через год оба они получили звание Почетных гражданин: Иван Попов – Потомственного, а Петр Волков – Личного почетного гражданина. И еще: для сведения. Иван Иванович Попов после смерти, в 1910 году, был погребен у Покровской церкви г. Шуи – ведь старостами ее были его предки в двух поколениях, да и он сам. На его могиле вдова устроила надгробие из черного мрамора, которое в 20-х годах было в числе прочих благополучно демонтировано большевиками. Однако новой власти нельзя было отказать в известной предприимчивости. Мраморные плиты надгробий Потомственного почетного гражданина города Шуи были использованы для изготовления … скамеек для помывки в Центральной бане.