year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Награда для Почетного гражданина - «Местный спрос»

Награда для Почетного гражданина

Мраморные плиты надгробия Почетного гражданина Шуи благодарные потомки приспособили для изготовления … банных скамеек

140 лет назад в жизни нашего края произошло знаменательное событие – началось регулярное железнодорожное движение, соединившее важные промышленные центры Шуйского уезда с Нижним Новгородом и Москвой. Необходимость постройки железной дороги была очевидна, учитывая обороты промышленности уездного города Шуи, крупного мануфактурного центра Иваново, не считая промышленно развитых сел. Успех всякого большого дела зависит напрямую от энтузиазма и активности того, кто им занимается. Таким человеком в строительстве железнодорожного пути Новки-Иваново был шуйский купец, Потомственный почетный гражданин города Иван Иванович Попов. Он же был назначен первым директором Шуйско-Ивановской железной дороги. И четверть века исправно исполнял эту должность.

Предприниматель на общественной службе

Награда для Почетного гражданина

Предприниматель в третьем поколении, Иван Попов отошел от дел и посвятил себя общественной деятельности. Именно ему Шуя обязана устройством водопровода, постройкой здания Благородного собрания (ныне ГДК), благоустройством улиц и многим другим позитивным изменениям в жизни города. Он являлся председателем комитета по постройке мужской гимназии в Шуе, почетным попечителем прогимназии, Гласным города и Земства, а также старостой Покровской церкви. Предпринимательская расчетливость Попова позволяла ему без труда устраивать любое дело, находить заинтересованных людей и необходимые капиталы. Однако строительство железной дороги оказалось делом не простым. Несмотря на очевидность экономической выгоды устройства этой ветки, у многих возникали сомнения в необходимости делать соединение с Шуей. Сейчас трудно представить, что город мог бы остаться без этого железнодорожного пути. Тем не менее, это было реально.

Представляем автора

Татьяна Александровна ДОБЫЧИНА, искусствовед, старший научный сотрудник Литературно-краеведческого музея Константина Бальмонта. Аспирант кафедры отечественной и зарубежной истории ШГПУ. Закончила Санкт-Петербургскую академию художеств. Автор публикаций по истории края.

Шуянин Попов против француза Жюто

В 1862 году французский инженер Жюто, бывший строитель Нижегородской железной дороги, по поручению некоторых заинтересованных лиц начал делать промеры и предварительные изыскания для железнодорожного пути из Новок прямо в Иваново. Обеспокоенный Попов помещает в «Северной пчеле» убедительную статью, в которой с предпринимательской расчетливостью, используя цифры, доказывает не только выгоду, а просто необходимость включения Шуи в эту ветвь. «У некоторых лиц составилось мнение вести эту дорогу не на Шую, а прямо в Иваново, вероятно с той целью, чтобы сократить верст на десять линию и сделать Иваново складочным местом для всего уезда. Таким централизаторам мы напомним, что уже прошло то время, когда железные дороги проводили так прямо, как только летают птицы, и что бессмысленно обходить такие места, каков город Шуя и целый мануфактурный округ». Делая расчет экономической выгоды, Попов приводит ежегодные цифры оборота производственной продукции региона, которая будет задействована в перевозке по этому пути, учитывает примерное количество пассажиров. В общем, убедительно доказывает: все расходы, потраченные на эти десять верст до Шуи, не только очень скоро окупятся, но и поспособствуют тому, чтобы быстрей покрылись расходы всего пути от Новок до Иванова.

Награда для Почетного гражданина

Как раскошелить шуйских капиталистов?

Активную помощь Попову в продвижении идеи постройки оказали председатель Шуй­ской уездной земской управы П. Волков и посадский глава С. Гарелин. Убедив всех в необходимости включения Шуи в проект постройки железной дороги, Попов столкнулся с другой проблемой – как привлечь финансы на это важное дело? То, что казалось Попову экономически выгодным, вызвало опасения у потенциальных вкладчиков. В «Московских ведомостях» Иван Иванович сетует: «Фабриканты и капиталисты здешнего уезда, хорошо сознающие всю громадную выгоду от проведения железной дороги, никак не могут расстаться даже с частью своих свободных капиталов и стать во главе предприятия. Полученные комиссией по сооружению Шуй­ско-Ивановской железной дороги от некоторых лиц уклончивые письма удостоверяют нас в том, что они … или не сочувствуют общественному делу, или, что хуже … боятся плодотворных последствий железных дорог, создания средних капиталов! Города, остающиеся без железных дорог, обречены на неизбежный упадок. Этого ли желаем мы своей Шуе?» Необходимые сред­ства все же удалось собрать по подписке – с ходатайства министерства финансов.

Строительство завершено в срок

Строительные работы на дороге начались в июне 1867 года, первоначально в них было задействовано около тысячи человек, но численность строителей увеличилась ввиду того, что работы должны были продвигаться быстро и «безотлагательно». Кстати, эти сроки были выбраны с расчетом на то, чтобы подгадать к окончанию Нижегород­ской ярмарки, с которой все товары и пассажиры могли бы быть, к общему удовольствию и выгоде устроителей, перевезены по новому пути. Но Попову удавалось все – строительство было благополучно завершено в срок. Первый пробный поезд проследовал по новому пути 1 сентября, а регулярное движение началось 15 числа. Как положено, состоялось пышное торжество открытия дороги с участием первых лиц губернии.

Железному пути – благословение архиепископа

В воскресенье, 15 сентября, экстренным поездом в 10-м часу на станцию Новки прибыли: архиепископ Владимирский и Суздальский Антоний, владимирский губернатор В. Струков, губернский предводитель дворянства граф Н. Апраксин, инженер генерал-лейтенант барон Дельвиг, инженер-строитель дороги И. Ридель и строители Горбов, Мамонтов, Бусурин с приглашенными гостями. Сюда же приехали глава Вознесенского посада, Почетный гражданин С. Гарелин. В изящно устроенной палатке на платформе станции Новок совершен был молебен в присутствии множества окрестных жителей. В своей речи архиепископ Антоний молитвенно выразил надежду, что новый путь будет безопасен, тверд и долговечен. По окончании молебна владыка окропил путь и все вагоны святой водой, сопровождая освящение пением многолетия всему августейшему дому. Та же самая церемония происходила на всех станциях, и на каждой из них поезд встречала многочисленная толпа народа с восторженными криками «ура». На Ивановской станции волостной старшина Дарьинский встретил строителей хлебом-солью от всего Ивановского общества. Завершилось торжество, как положено, роскошным обедом, за которым много было сказано теплых слов и выражено надежд, что предпринятое дело будет особо способствовать развитию торговли и промышленности здешнего края. А вот здание вокзала в Шуе было по­строено позднее. К сожалению, оно сгорело, и городу пришлось выстроить новое, то самое, которое служит нам до сих пор. Но это другая история.

А что же с теми, чьими трудами и заботами устраивалась железная дорога? Через год оба они получили звание Почетных гражданин: Иван Попов – Потомственного, а Петр Волков – Личного почетного гражданина. И еще: для сведения. Иван Иванович Попов после смерти, в 1910 году, был погребен у Покровской церкви г. Шуи – ведь старостами ее были его предки в двух поколениях, да и он сам. На его могиле вдова устроила надгробие из черного мрамора, которое в 20-х годах было в числе прочих благополучно демонтировано большевиками. Однако новой власти нельзя было отказать в известной предприимчивости. Мраморные плиты надгробий Потомственного почетного гражданина города Шуи были использованы для изготовления … скамеек для помывки в Центральной бане.

От 3 Сентября 2008 года Татьяна ДОБЫЧИНА

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий