year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Устав города Шуи вновь редактируют - «Местный спрос»

Устав города Шуи вновь редактируют

6 августа в зале заседаний городской администрации состоялись публичные слушания по новой редакции устава города

Устав города Шуи вновь редактируютДинамично меняющееся законодательство о местном самоуправлении постоянно вносит свои коррективы в редакцию 131 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления». Начиная с 2006 года, когда этот документ начал действовать, 35-ю федеральными законами уже внесены изменения. Именно поэтому 6 августа в зале заседаний городской администрации состоялись публичные слушания по новой редакции устава города. Предстояло обсудить дополнения, изменения, предложения, вносимые в главный документ, по которому живет и развивается муниципальное образование. О том, как прошли слушания, насколько плодотворной была работа по обсуждению главного документа городского округа, «МС» рассказал председатель Городской думы Е. Корзенев.

– 3 июля в «Шуйских известиях» был опубликован проект ШГД «О внесении изменений, дополнений в устав ГОШ». О каких именно изменениях идет речь?

– Работу над внесением изменений мы начали с 2006 года. В процессе двух лет рабочая группа, которую я возглавил, постоянно собирались и рассматривала все изменения законодательства. Затем было предложено внести изменения в документ путем создания новой редакции устава. Но это не означает, что устав претерпел какие-либо кардинальные преобразования, потому что сама концепция самоуправления города не претерпела изменений. Но есть определенные регламентные вопросы, которые мы прописали более тщательно, чтобы не было неоднозначного понимания отдельных правовых актов, а также уточнили отдельные моменты, связанные с трудностями организационного плана. Эти поправки носят уточняющий, детализирующий характер, позволяющий добиваться в исполнении наших полномочий больше порядка.

– И все же, были ли внесены какие-то принципиальные изменения в редакцию устава?

– 131-й ФЗ дал городским округам дополнительно 10 полномочий, которые следует исполнять за счет средств местного бюджета. Нам были добавлены полномочия по организации неотложной медицинской помощи, разрешено формировать народные добровольные дружины по охране общественного порядка, мы обязаны вести работу по противодействию экстремизму, терроризму, ликвидации ЧС. Кроме этого, путем перераспределения часть полномочий органов местного самоуправления была убрана, например, опека и попечительство, начисление и выдача субсидий, охрана окружающей среды. Эти полномочия были централизованы на уровне региона. Поэтому их мы обязаны были исключить из устава. Это послужило основой внесения изменений. Большую роль в создании новой редакции устава сыграло и то, что самое большое количество изменений коснулось экономический деятельности органов МС, того, какое имущество могут иметь в своем хозяйстве городские округа, подобные нашему. Несколько раз в год этот перечень меняется. Для того чтобы не отстать от буквы закона и не загружать устав лишним перечнем имущества, мы обосновали и определили, какое имущество, находящееся в муниципальной собственности, и для каких целей может быть использовано. В вопросах имущественного характера, которые больше всего волнуют муниципалитеты, мы руководствовались статьями соответствующего законодательства Ивановской области и РФ.

– Неоднократно мы говорили о том, что население города может принять участие в обсуждении и внесении поправок. Какие здесь поступали предложения? Насколько население, а также политические партии и общест­венные организации оказались активными?

– К сожалению, активность оставляет желать лучшего. На слушаниях присутствовало незначительное число горожан. Причин здесь несколько. Во-первых, политическая активность населения и партий проявляется, в основном, в период выборов, когда идут агитация и массовое влияние на умы, обещания и посулы. Во-вторых, рабочая группа по составлению устава провела большую работу над самим текстом. Устав городского округа Шуя – один из немногих, который выдержал экспертизу министер­ства юстиции как один из лучших по ЦФО. Есть еще одна причина низкой активности в обсуждении документа. Возможно, население считает, что принятие новой редакции устава его не касается, это должно больше волновать власти. Здесь следует сказать, что уставы муниципальных образований дают право жителям активно влиять на власть. Я согласен с тем, что 131-й ФЗ о местном самоуправлении не совершенен в части кардинального воздействия населения на не желающего работать главу или депутата. Существует процедура их отзыва, но она слишком затянута. В то же время в законе прописана норма проведения референдума по любому интересующему вопросу. Но на сегодняшний день ни на областном, ни на федеральном уровне закона о референдуме, такого, который бы хотелось применить в наших условиях, нет. Мы прописали саму процедуру проведения референдума или публичных слушаний, но норму закона, согласно которой референдум может состояться только в том случае, если в нем приняли участие не менее половины жителей, и большинство голосов было отдано за тот или иной итог референдума, мы, к сожалению, преодолеть не сможем. Та же самая процедура по отзыву. Для того чтобы отозвать депутата или главу города, решение принимается только тогда, когда за него проголосовало более половины избирателей, живущих в округе. А если учесть, что у нас на выборах депутатов любого уровня власти явка избирателей бывает невелика, положение остается весьма сложным для исполнения.

Несмотря на то, что активность населения и общественных организаций на состоявшихся 6 августа публичных слушаниях была невысокой, предложения в устав все же поступили. Мы благодарны профессору ШГПУ Пятницкому В. Д., которые прислал поправки, касаемые русского языка. Мы их посмотрели, со многим согласились. Прежде чем составить ту или иную статью документа, приходится читать массу литературы, поэтому в тексте могли появиться повторения, изменены падежные окончания. Над устранением таких ошибок мы будем работать. Но в уставе есть моменты, которые с точки зрения написания изменены быть не могут, потому что устав, как мы говорим, не пишется, а составляется из формулировок закона, каких-либо других нормативных актов. А любое изменение текста несет за собой изменение смысла. А это в законотворчестве недопустимо. Поэтому некоторые части устава города останутся именно в том виде, в каком они взяты из законодательных документов.

Вторая существенная поправка – это предложение администрации в части решения вопроса о назначении руководителей муниципальных учреждений и предприятий. Существует положение о назначении таких руководителей, но сложилась ситуация, когда заведующую детским садом назначает глава города. По предложению администрации, рабочая группа рассмотрела вариант, чтобы глава города или согласовывал назначение, или определял порядок назначения руководителей, потому что глава города по трудовому кодексу имеет право нанимать только муниципальных служащих.

– Можно подробнее о нашумевшем пенсионном вопросе?

– Речь шла о гарантиях муниципальным служащим, ушедшим на пенсию. Здесь ситуация следующая. В июле прошлого года вступил в силу ФЗ №25 о муниципальной службе. В этом году вступил в силу областной закон «О муниципальной службе». Тот и другой документы – законы прямого действия, т. е. мы сами не можем издать какой-либо подзаконный документ. Поэтому мы в статье устава города о муниципальной службе записали, что все гарантии муниципальным служащим, уходящим на пенсию или работающим, оформляются в виде нормативных актов, издаваемых в соответствии с этими законами. Переписывать весь закон в устав не имеет смысла, потому что существует более 270 нормативных документов, на основании которых составлен 131-й ФЗ.

– Наверное, самое глобальное предложение касалось разграничения полномочий главы города и главы администрации?

– Сейчас в области, да и России в целом, идет тенденция к выстраиванию вертикали исполнительной власти. Цель предельно ясна: во власть выбирают тех, кого бы не следовало – нечестных на руку, некомпетентных людей. Деньги, как основной источник PR-кампании, могут сделать любого гражданина главой города или губернатором области. Недаром губернаторов стали избирать по рекомендации президента. Сейчас тенденция такова, что нечто подобное предстоит решать и на уровне мест­ного самоуправления, чтобы у руля исполнительной власти стояли управленцы-профессионалы, имеющие соответствующую подготовку. В настоящий момент в муниципальной службе остро стоит проблема с кадрами, будь то звено «муниципальный район», «городское поселение» или даже государственный уровень. Не случайно президент Д. Медведев ставит вопрос об учебе госслужащих. Поэтому, чтобы выстроить определенные отношения между исполнительной и законодательной властью, властью региональной и федеральной, вводится институт городских управляющих – глав администрации. Это люди, которые имеют за плечами школу подготовки в управлении и опыт работы. Глава администрации должен просто работать и не заниматься политикой. Как говорит губернатор области М. Мень, чем меньше политики будет в исполнительной власти, тем лучше. Не надо оглядываться на того, кто тебя избрал, как на тебя посмотрел чиновник от политической элиты. Функции грамотного, компетентного руководителя как раз и должен выполнять глава администрации. Как известно, грамотный руководитель не всегда человек богатый, он никогда не придет во власть, потому что у него нет денег участвовать в избирательных кампаниях. С этой целью и было принято решение, что главы администраций должны работать по контракту, тем самым возникает структура, когда глава исполнительной власти должен работать как наемный менеджер по контракту, как директор предприятия, нанятый акционерами. Но такое перераспределение полномочий возможно после того, как депутаты отработают свой положенный избирательный срок., т. е. это октябрь 2010 года. Только после этого могут вступить в силу эти изменения.

– Гордума намеревается рассмотреть вариант изменения структуры управления городом, когда глава города, как представитель от народа, избирается. Что будет входить в его полномочия?

– В его функции входят контрольные полномочия, разработка стратегии, взаимоотношения с избирателями, депутатами. Глава администрации – это руководитель исполнительной власти, который нанимается по контракту. Причем, глава администрации заключает контракт и с губернатором, и будет выполнять часть полномочий, которые переданы с областного уровня на местный. Выстраивается логичная схема, когда администрация не зависит от чьей-то политической воли и амбиций, самодурства руководителей высшего звена. Но данная схема может внедриться, как я уже сказал, только после того, как у Думы нынешнего созыва закончатся полномочия. В августе, когда депутаты выйдут из отпусков, мы займемся разработкой этой концепции. Схема такова: избиратели избирают депутатов по округам. Дальше глава определится или всенародными выборами главы города, или выборами его из состава депутатского корпуса, но это будут решать сами жители города. Глава города одновременно является председателем Думы, т. е. он руководит депутатским корпусом. И уже Дума, непосредственно в лице главы города, заключает с главой администрации как с муниципальным служащим, контракт сроком на 5 лет. Такая схема работает в Савине, в Ивановском и Вичужском районах, в Родниках, с будущего созыва готовится в Кинешме. Мы постараемся подготовить устав, чтобы исключить все возможные противоречия в работе между исполнительной и представительной властями. У главы города, как высшего должностного лица, если он будет избираться, будут соответствующие полномочия спрашивать с главы администрации, а у депутатского корпуса появятся реальные возможности определять стратегию, направление денежных потоков, определять социально-экономические программы.

– Со временем могут ли быть внесены в устав какие-либо дополнения?

– Конечно. Устав – живой документ, в который будут вноситься коррективы, если таковые потребует сама жизнь. В ближайшее время грядут изменения в 131-й ФЗ с целью завершить работу по разграничению финансовых полномочий между субъектами федерации и самой федерацией и органами местного самоуправления. А если в закон вносятся изменения, то представители на местах обязаны внести поправки в свои уставы. По всем остальным вопросам, которые не связаны с изменением текущего законодательства, мы обязаны спрашивать мнение населения. У местной власти здесь нет самостоятельности. Население муниципальных образований имеет полное право влиять на процесс построения организации власти на местах. В России местное самоуправление отсутствовало более 100 лет – со времен земства, поэтому возможны некоторые ошибки и недоработки, а значит, изменений будет внесено еще немало. Если в августе принимается решение по рекомендации публичных слушаний с учетом тех поправок, которые были высказаны и которые возможно включить именно в этот устав, то дальше идет процедура регистрации в управлении юстиции по Ивановской области, а затем в газете «Шуйские известия» – полная текстовая публикация со всеми поправками. Избиратели смогут посмотреть ее и задать вопросы. Мы всегда открыты для диалога, разъясним, как понимать ту или иную статью.

От 14 Августа 2008 года Беседовала Елена БОГОСЛОВСКАЯ

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий