year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Вся Европа сохранила, а у нас разрушили - «Местный спрос»

Вся Европа сохранила, а у нас разрушили

Поезд Москва-Берлин прибыл в Брест по расписанию. Паспортный контроль, таможенный досмотр – всё как обычно. Два часа можно и поспать, пока меняют колёса с нашей широкой колеи на европейскую, узкую.

Я прилёг на мягкую полку своего купе международного вагона и задремал. Благо, сосед по купе куда-то удалился. Очнулся от лёгкого покачивания, думал, что уже по Польше едем, но это была лишь процедура смены колёс. Вагон с помощью гидродомкратов медленно поднимался. Вот тут-то и вспомнилось мне моё первое путешествие по узкоколейке. Нет, не в Европе, а у нас.

Вся Европа сохранила, а у нас разрушилиМаленький тепловозик, следовавший по маршруту Шуя-Южа, тянул три таких же маленьких вагончика. За окном мелькнул переезд у Марьиной рощи, проплыли «танковые горы».

- Нам далеко ехать? – спросил отца.

- У Харитонова сойдём. Там грибов уйма.

Почти полчаса, раскачиваясь из стороны в сторону, вёз нас этот дизелёк до нужного места. К тому же я, совсем ещё ребёнок, подустал немного, ведь от города до станции в Марьиной роще путь тоже не близкий. Сошли. Побродили по лесу, пособирали лесных даров. Отец – в бельевую корзину, я – в ведёрко в заплечном мешке. Обратно тоже ехали на поезде. И рассказал мне отец, как в суровые предвоенные годы начинали строить эту дорогу, чтобы обеспечивать торфом шуйские предприятия и вывозить продукцию южских фабрик. Строили, как у Островского в романе про Павку Корчагина. И в дождь, и в снег. Тачками возвышение полотна навозили. Не боялись люди ни змей, водившихся в здешних болотах в изобилии, ни гнуса. Здорово выручила город эта узкоколейка во время войны. Машины, что получше были, все на фронт отправили. А на подводах много ли дров или торфа привезёшь? Оставалось одно – железная дорога.

Прошли годы. Узкоколейка своё отжила. Сейчас лишь холмы остатков насыпи напоминают о ней. Рельсы растащили строители гаражей на перекрытия. А молодое поколение и не знает, что связывала когда-то два промышленных центра, Шую и Южу, узенькая железная дорога.

Вот и обидно. На Западе сохранили, а у нас, в родном Отечестве, разрушили. И сейчас бы нашлось ей применение. Хоть туристов вози, хоть грузы. Да видно, не судьба.

От 15 Мая 2007 года Владимир БАБАЙКИН

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий