year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Лётчик, победивший «штопор» - «Местный спрос»

Лётчик, победивший «штопор»

В музее Константина Бальмонта выставлена акварель очень интересного человека: художника, лётчика и внука знаменитого Айвазовского.

Лётчик,  победивший «штопор»

Живописное полотно «Гвардейский крейсер «Варяг» создано внуком знаменитого русского мариниста Ивана Айвазовского — Константином Арцеуловым. В 70‑е годы актриса Екатерина Мазурова подарила нашему городу коллекцию фарфора и живописи. Но помимо картин, посуды и предметов декоративно-прикладного искусства из своей личной коллекции, Екатерина Мазурова оформила в дар краеведческому музею акварель Константина Арцеулова, на которой изображён рассекающий морские волны гвардейский крейсер «Варяг». Картина неплохая, но более интересен её создатель.

Константин Арцеулов родился в Ялте в 1891 году, а детство провёл в Феодосии в доме своего знаменитого деда. Мать Кости, Жанна Ивановна, четвёртая дочь Айвазовского, конечно же, мечтала видеть сына художником. Отец, главный корабельный инженер на судах военно-морской базы в Севастополе, видел в сыне продолжателя своего дела. Константин, хотя и угодил обоим родителям, став курсантом Морского корпуса и одновременно посещая рисовальный класс лейтенанта Павлинова, выбрал свою дорогу. Но это позже. А в детстве любимый внук Айвазовского уже создавал маслом морские пейзажи больших размеров. Сам Айвазовский охотно правил работы внука, а иногда и подписывал своим именем. И покупатели не замечали подмены. Так, работы «Штормит» и «Море» (обе 1918 г.) долгое время приписывались И. Айвазовскому.

В 1910 году К. Арцеулов поступил на авиационный завод в Санкт-Петербурге и с тех пор на всю жизнь увлёкся авиацией, став одним из первых русских лётчиков. В историю авиации К. Арцеулов вошёл как человек, впервые победивший «штопор». На заре авиации считалось, что сорвавшийся в штопор самолёт не имеет выхода из него и лётчик обречён. Арцеулов опроверг эту фатальную участь. Путём теоретических исследований он пришёл к выводу, что при попадании машины в штопор нужно отдавать ручку управления от себя, а нажатием на педаль отклонять руль направления в сторону, обратную штопору. Это было почти противоположно тому, что интуитивно делали летчики, попавшие в «штопор», и противоречило законам физики.

Свою теорию Арцеулов отважился проверить практикой. Эксперимент был равносилен самоубийству. 24 сентября 1916 года Арцеулов на своем самолёте, поднявшись на высоту 2000 мет-

ров, намеренно ввёл машину в штопор. После трёх витков самолёт по воле лётчика перешёл в крутое пикирование. Штопор был побеждён! Смертельная аварийная ситуация стала фигурой высшего пилотажа. В том же полёте Арцеулов повторил эксперимент уже на пяти витках. Через несколько дней все инструкторы школы, изучив опыт Арцеулова, намеренно вводили и выводили самолёты из штопора. Через месяц штопор появился в программе обучения авиационной школы. Трудно даже представить, сколько жизней лётчиков спас своими рискованными полётами прапорщик Константин Арцеулов.

В 1933 году лётчик был репрессирован по ложному доносу. Через несколько лет он был реабилитирован, но по причине большого перерыва в лётном стаже на военную службу он уже не вернулся. С того времени К. Арцеулов стал профессио-

нальным художником. Много и успешно иллюстрировал он книги по истории авиации, писал мемуары, а в художественном творчестве продолжал морскую и авиационную тематику.

Картины и рисунки Арцеулова можно встретить в Феодосийской картинной галерее, государственном Военно-морском музее Санкт-Петербурга и Крымском армянском обществе. Его панно украшает главный зал Центрального дома авиации и космонавтики имени М. В. Фрунзе в Москве. Многие музеи не только нашей страны могут позавидовать музею Константина Бальмонта, в запасниках которого хранится акварель такого мастера живописи, как Константин Константинович Арцеулов.

Редакция выражает благодарность Татьяне Добычиной, старшему научному сотруднику музея К. Бальмонта, за помощь в подготовке материала.

От 24 Февраля 2015 года Владимир БАБАЙКИН

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий