year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Эксперименты над школой продолжаются - «Местный спрос»

Эксперименты над школой продолжаются

В основе очередной инновационной идеи — западная технология урегулирования споров.

Эксперименты  над школой продолжаются

Проект, с которым мы познакомились в одном из шуйских образовательных учреждений, имеет название «Школьная медиация». Сразу оговоримся, что этот термин не следует путать с понятием медитации. В данном случае речь идёт о решении конфликтных ситуаций между школьниками с помощью третьей беспристрастной стороны.

Третьей стороной, по мнению авторов проекта, должен стать школьник-медиатор. Он поможет конфликтующим между собой детям настроиться на понимание друг друга и остановить вражду. Пример можно привести обычный. Петя толкнул Сашу, Саша пнул Петю, и на перемене разразилась потасовка. Медиатор, поговорив с каждым мальчиком и выяснив мотивы их поступков, убедит и Петю, и Сашу в следующий раз решать вопрос с помощью переговоров. Медиатором-примирителем может стать любой школьник, прошедший курс подготовки. Готовить медиаторов предложено педагогам-уполномоченным по правам ребёнка образовательного учреждения.

Познакомившись с основными моментами предлагаемого проекта, мы, откровенно говоря, растерялись. Да, на первый взгляд, конфликты между учащимися нужно решать профессионально. Но почему мы опять, как в случае с ювенальной юстицией, болонской системой и ЕГЭ, заимствуем чужеземный опыт, напрочь забыв о собственном. В основе некогда самого лучшего в мире российского образования лежало воспитание. В школах воспитывали и обучали одновременно. Педагоги старшего поколения прекрасно умеют работать с детьми, так как и общая психология, и возрастная психология, и отечественная педагогика входили в программу подготовки учителей. Теперь, как показывает практика, учителя только обучают предмету, внеклассная работа сводится исключительно к «развлекаловке», а воспитательный процесс как таковой из образовательного учреждения исчез.

Правда, установки о том, кого же мы всё-таки выпускаем из школы, сверху спускаются. Но если прежде мы заботились о взращивании нравственных, моральных качеств детей, ставили целью их всестороннее развитие, то сегодня система образования нацелена исключительно на формирование успешной личности. Спросите любого ребёнка, что значит успех. Вероятнее всего, он ответит, что успех — это деньги и слава. И он будет прав. Не честь, порядочность и достоинство сегодня показатель успеха, а самовлюблённость, эгоизм, умение локтями растолкать конкурента, желание личные интересы поставить много выше общественных. Дети видят и перенимают на доступном им уровне такой стиль жизни. В итоге в школе конфликтные ситуации возникают ежеминутно. И не безобидные споры и потасовки, пусть даже и с тумаками. А вполне «взрослые» — подлые, бесчеловечные, садистские истязания и даже убийства, снятые порой на видео и выставленные в сетях как доказательство собственной «доблести». То, что в ход уже идёт огнестрельное оружие, как-то даже и перестало удивлять. Надежды на то, что нынешний «урокодатель»-учитель с этим справится, никакой. Вся надежда, видимо, на ребёнка-медиатора.

… Пройдёт время, канут в чей-то бездонный карман отпущенные на новый проект миллионы, и тогда все вдруг прозреют и поймут, что очередной пилотный проект провалился. И мы, наступившие в который раз на те же грабли, удивлённо потирая шишки на своём неразумном челе, спросим: а с какой целью в нашей стране, исторически и ментально далёкой от западной морали, в детские учреждения усердно внедряются технологии, пропагандирующие чуждые нам ценности? Хватит ли у нас духу когда-нибудь на этот вопрос ответить?..

От 25 Ноября 2014 года Любовь СМИРНОВА

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий