Учить бы рад…
Несмотря на то, что в Шуе есть педагогический вуз, в шести городских школах открыты вакансии учителей-предметников.
Процессы, происходящие сегодня в системе образования, даже и без учёта никому не нужного ЕГЭ, вызывают глубокую грусть. Из наших школ уходят не только молодые педагоги, но и опытные учителя. О каком качестве образования можно говорить, если даже учить детей становится некому! Несмотря на школьные кабинеты с мультимедийным оборудованием, на электронные журналы и учебники, даже на заявленное повышение зарплаты, всё меньше бакалавров и магистров желают посвятить свою жизнь обучению детей. Почему же учителя бегут из наших школ?
С этим вопросом мы обратились к директору Шуйского филиала ИвГУ Алексею Михайлову, рассказавшему нам о трудностях, с которыми сталкиваются сегодня выпускники педагогических вузов. Алексей Александрович выделил два объективных фактора — низкую заработную плату учителей и отсутствие перспективы на получение жилья. «Лишь 40 процентов выпускников вуза трудятся в школах, но из них в нашем городе остаётся незначительная часть», — пояснил он. Молодые специалисты уезжают в другие регионы, где условия труда лучше, где действуют программы льготного кредитования или есть служебное жильё, где учителя получают, действительно, среднюю по стране зарплату.
О критической ситуации с нехваткой педагогических кадров областные чиновники знают, и вопрос решается с учётом опыта других регионов. В частности, обсуждается проект нормативных документов о создании целевого государственного заказа по подготовке тех или иных педагогических кадров. Это позволит муниципалитетам оформлять заявки на недостающие педагогические кадры, заключая трёхсторонний договор между вузом, студентом и школой, в которой выпускник должен будет отработать определённое количество лет.
Точка зрения
Нелли НАРУТДИНОВА, выпускница ИвГУ:
— Мне предложили работать учителем начальных классов в третьей школе. Обещанная мне зарплата составляла 4 000 рублей. Я даже представить не могу, каким образом можно прожить на эти деньги, которые и зарплатой назвать нельзя, а только жалким пособием. Конечно, пришлось отказаться. Сейчас занимаюсь репетиторством и работаю администратором в фирме. Моя однокурсница тоже работает репетитором.
Нина Николаевна КАБЕШОВА, учитель истории:
— Огромное недовольство среди учителей вызывают новые школьные программы — они сверхсложные и запутанные: 5-6 учебников по одному предмету вводят учителей, и не только молодых, в ступор. Так, например, исторические события трактуются в различных учебниках по-разному. Часто факты искажаются до такой степени, что диву даёшься. Образованные родители тоже в замешательстве. Неудивительно, что у школьников в голове каша. Потому они и не считают нужным учиться, от чего страдает дисциплина, а если и переживают, то не за знания, а за оценки. Уважения к учителям сегодня нет. Угнетает и несправедливость в распределении баллов при начислении заработной платы. Учитель и унижен, и затравлен.
Алла Васильевна СМОЛИНА, учитель математики:
— Загруженность учителей отчётной документацией отрицательно сказывается на их работе. Учитель задыхается от планов, разработки пособий и программ по предметам, от бесконечных семинаров, курсов, от борьбы за разряды, от аттестации и «громадья» мероприятий. А настоящие учителя — не просто педагоги, а учителя. Они должны работать с детьми не на показ, готовиться к урокам основательно, чтобы давать знания. Они должны вести воспитательную работу с детьми, а не организовывать с ними шоу – для этого есть иные специалисты. Но стимулирующие надбавки как раз и выдаются не за то, за что нужно бы. Понятно, что многие учителя недовольны. Зарплата в 10-12 тысяч, конечно, не является приемлемой для учителя при той колоссальной нагрузке, которую он выполняет. Поэтому многие учителя уходят в репетиторство.