В гармонии веры и знания
Ирина Добродеева: «В педагогическом университете можно учиться с охотой, интересом и пользой для себя и своей страны».
Как обстоят дела с новым набором в студенты? Этот вопрос привел меня в Шуйский государственный педагогический университет. Его ректор, профессор, доктор философских наук Ирина Добродеева, любезно согласилась удовлетворить мое любопытство. Однако прежде мне посчастливилось увидеть процесс защиты дипломных и квалификационных работ студентов-выпускников кафедры философии и религиоведения историко-филологического факультета. Торжественность момента была исключительной, т.к. на своеобразный праздник науки приехал высокий гость – епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф. Преподавательский состав комиссии – также блистательный: доктора, профессора философских и исторических наук. А потому защита дипломов походила на ученый совет, на дискуссию философов и историков. Только тут я поняла, какая это интересная кафедра – философия и религиоведение, и потому в своем разговоре с Ириной Добродеевой я сосредоточилась исключительно на «религиозном» аспекте работы ШГПУ.
– Ирина Юрьевна, наша Шуя – город в плане духовном исключительный. Какие-то исторические традиции ШГПУ унаследовал?
– Конечно. Наш вуз сохраняет богатые традиции духовного и светского образования, которым славилась Шуя. И эти традиции начали закладываться с сентября 1815 года, когда в нашем городе было открыто духовное училище. Кстати, до сих пор ряд факультетов ШГПУ размещается в корпусах бывшего духовного училища. За сто лет существования его окончили многие выдающиеся церковные деятели: архиепископы Савва и Агафангел, епископ Афанасий. Самым известным воспитанником училища был Иван Цветаев – отец русской поэтессы Марины Цветаевой. Став действительным членом Петербургской академии наук, он основал и возглавил в 1910 году Музей изящных искусств в Москве, ныне музей изобразительных искусств А.С Пушкина.
– А какую роль играло духовное училище в общественной жизни дореволюционной Шуи?
– Оно воспитывало учащихся в гармонии веры и знания, творчества, уважения и любви к науке, в атмосфере доброжелательности и общения. Училище было центром культурной и духовной жизни старой Шуи.
– Что нового привносит вуз в подготовку учительства в настоящее время?
– Университет с успехом продолжает лучшие традиции подготовки учительства, но постоянно ищет новые нестандартные решения в педагогической науке и практике. Научные школы ШГПУ признаны не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Сегодня университет ведет подготовку специалистов по более чем сорока профессиональным образовательным программам. В ШГПУ в число наиболее интересных и пользующихся спросом специальностей входит религиоведение.
– Что это за предмет – религиоведение?
– Это самостоятельная наука о религии, которая конституировалась на стыке истории, философии, антропологии, этнологии, археологии и ряда наук, и сложилась к 19 веку. Для нашей страны наука о религии – относительно новая дисциплина, но она набирает вес в современном мире. Возрос интерес к вопросам религии и в нашем обществе.
– Сколько лет существует данная кафедра?
– В этом году у нас 10-летний юбилей. Около десятка вузов России реализуют эту общеобразовательную программу, в том числе и ШГПУ.
– Кто поступает на эту специальность?
– Получают эту специальность студенты из разных, порой достаточно отдаленных регионов страны.
– Каков же конфессиональный состав студенческой аудитории?
– Мы набираем одну группу в 15 человек. Состав студентов неоднороден: православные верующие, мусульмане. Последователи восточных религиозных учений. Есть молодые люди, индифферентно относящиеся к религии. Мотивация изучения религии, как науки, разнообразна: есть интерес к ней, есть желание обогатить свой культурный уровень и т.д.
– Чему учатся, что постигают за время обучения студенты?
– Во-первых, очень высок профессиональный уровень преподавательского состава. Это помогает избегать «столкновений» на религиозной почве. Во время учебы религиоведы получают обширные знания в области истории различных религий, их отличий, воспитывают в себе готовность к диалогу культур. Огромное внимание уделяется изучению традиционной религии русского народа – православию, его истории на Руси, православной культуре.
– А дополнительные навыки студенты получают?
– Конечно. Современный религиовед должен обладать хорошим английским языком, общаться с компьютером «на ты», знать основы юриспруденции, политологии, экономики. В ходе практики изучается музейное дело, студенты получают также организаторские навыки, работая в составе городской администрации.
- Где можно применить этот внушительный арсенал знаний? Где ваши выпускники работают?
– В школе преподают право, историю, обществоведение, факультативы по истории религии, основам духовной культуры, в религиозном туризме. Можно учиться в аспирантуре, работать в центре компьютерной технологии в епархии. Так что можно учиться с охотой, интересом и пользой для себя и своей страны.