year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Есть ли основания «задирать нос»? - «Местный спрос»

Есть ли основания «задирать нос»?

Патриарх Кирилл призвал настоятелей храмов внимательнее относиться к прихожанам, не допуская невнимательного и грубого обращения с ними. Существует ли эта проблема в шуйских храмах, выясняла корреспондент «МС».

Светлана, жительница Шуи:

— Когда человек первый раз приходит в храм, особо никаких правил он не знает. И вместо того, чтобы помочь ему разобраться, как правильно всё делать, некоторые бабушки или монахини подходят и начинают возмущаться: то каблуки стучат, то юбка коротка, то вырез глубок. Лично я столкнулась с таким, скажем так, не слишком гостеприимным отношением в центральном храме города.

Ирина, жительница Шуи:

— Слово «церковь» — многозначное. По учению святых отцов, есть церковь Небесная и земная. В Небесной — прославленные у Бога и почитаемые православными христианами святые, в Церкви земной — мы, люди грешные, но надеющиеся на спасение. Мы — это и священнослужители, и монахи, и миряне. Ни один православный священник не отзовётся на обращение «святой отец», как это принято, например, у католиков — понимание своей грешной природы не позволяет! Нашу Церковь называют лечебницей — это образ, но совершенно справедливый. Мы все грешные, то есть больные душой, а больные люди способны и на недостойные поступки. Что делать? Исправляться! Искоренять для начала собственные грехи, тогда не будет ни сил, ни времени рассуждать о чужих грехах. А о конкретном случае, о котором говорил наш патриарх, мне ли судить? Вспоминаю дедушку Крылова: «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?». Нам полезнее задуматься о своём поведении в храме: гордости у нас у всех в избытке, а любви, терпения, смирения, понимания, прощения — ой, как недостаёт.

Ольга, жительница Шуйского района:

— Священнослужитель — не есть Бог, он только посредник между мирянином и Богом, он не вправе осуждать, он не вправе чрезмерно хвалить, он лишь может посодействовать нашему приобщению к вере. Считаю, что истинным священнослужителем может быть только добрый, бескорыстный человек, а этому требованию отвечают, к сожалению, не все.

Игумен Вонифатий, настоятель Воскресенско-Феодоровского монастыря, село Сергеево Шуйского района:

— Согласен, это неправильно, когда священник подходит к мирянину с претензиями в виде выговора. Нужно вести себя деликатно, расположить человека добрым словом, беседой, понять его, — и только потом потребовать или, лучше сказать, посоветовать делать правильно, по заведённому в Церкви порядку. Ведь даже родители своих детей исправляют постепенно, пытаясь вначале объяснить и научить.

Мне вспоминается рассказ покойного патриарха Алексия II: «Однажды в один из московских храмов пришёл десантник и, не сняв берет, прошёл через весь храм прямо к иконостасу. В беседе с ним священник объяснил, что мужчина ведёт себя неправильно и попросил снять головной убор, на что десантник, извиняясь, ответил, что когда вошёл в храм, так был потрясён, что даже не вспомнил про берет». Большинство прихожан, в том числе и бабушек-подсвечниц, пришло в храм после продолжительного периода государственного атеизма. Вернувшись в Церковь, мы быстро научились соблюдать посты, выполнять молитвенные правила, ходить в субботу вечером и в воскресенье утром на богослужения. Но ведь это всё — средство, своего рода орудие для приобретения и воспитания в себе добра — любви к Богу и ближнему. Приобретать добро, добрый нрав, любовь нам придётся до конца жизни — и неизвестно, какую оценку «наше добро» получит у Бога. Поэтому ни у кого: ни у нас, священников, ни у церковнослужительниц, ни у прихожан или «захожан» — нет оснований «задирать нос» друг перед другом.

Но, с другой стороны, у многих прихожан бывает неадекватная реакция по отношению к церковным правилам, которые приняты в православии со времен святых апостолов. Они забывают, что переступив порог храма, идут не к людям, а к Богу. И не чужие грехи в этом случае надо подмечать, а свои стараться увидеть, и церковный устав стараться исполнить. И ни в одном храме не принято, да и не разрешат громко разговаривать во время службы, вызывающе одеваться или пребывать в нетрезвом состоянии.

От 1 Июля 2014 года Опрос провела Тамара БЕЗМЕНОВА.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий