year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Почему у меня нет зависти к молодым - «Местный спрос»

Почему у меня нет зависти к молодым

Искренне недоумеваю, когда слышу от взрослых людей речи о том, что они завидуют молодому поколению. Чему завидовать? Гормональным бурям, слепому блужданью впотьмах, собиранию ошибок и медленному накоплению опыта? По Феофану Затворнику, переживший пору юности – это перешедший через бурную реку. Он оборачивается назад и с благодарностью благословляет Бога.

Есть мнение, что изменившийся быт изменяет и общественную мораль. Дескать, если ездим не на волах, а на «Фольксвагене», и стираем белье не руками, а машиной, то и остальные области жизни должны соответствовать. Очень опасная ложь. Новое в жизни – лишь на поверхности. В глубине – хорошо забытое старое. Паломник не ходит пешком, а летит на самолете. Писатель не пишет пером, а стучит по клавиатуре. Но желающий спастись, исправиться обязан прилагать все те же усилия, которые прилагались для этого и в I, и в X, и в XVII веках.

С одной стороны, нежность души и свежесть восприятий надо забрать с собой во взрослую жизнь. С другой стороны, есть опасность, что молодежь так и не повзрослеет. Взрослость – это не возраст, не следы бритвы на щеках, не разговоры басом. Взрослость – это ответственность за свои поступки, слова, мысли, за других людей, которые от тебя зависят. Но о чувстве ответственности в современном мире можно говорить с возрастающей тревогой. Идеал современного общества направлен на получение наслаждений. Идеальная жизнь – это хороший достаток, позволяющий покупать как можно больше удовольствий. Для вдумчивости, жертвенности, самоограничения, самовоспитания просто не остается места. И слова об этом звучат как гортанная речь чужеземца. Не жизнь, а просто какая-то попрыгунья-стрекоза во вселенских масштабах.

В жизни личности и общества есть место для особого рода инерции. По инерции любят родину коммунисты, хотя той родины, которую любят, сегодня уже нет. По инерции пашет землю крестьянин, не получающий за это нормальных денег. Над молодежью в мире разрушенной преемственности ничто не довлеет. Потому они такие «отвязные», ни на кого не похожие. Как они будут жить, если случится голод или бедствие национальных масштабов? Есть ли у них такое понятие – Родина? Может, кто-то из нынешних байкеров или растаманов в критической ситуации окажется не юношей, но мужем, будет способен и на храбрость, и на великодушие. Судить по одежке всегда опасно. Формальный поиск – в прическе, в одежде, в музыке – может отличать именно душу ищущую, мятущуюся, недовольную действительностью. Ведь если принять буржуазные ценности, то нужно аккуратно завязывать галстук, улыбаться ослепительно, делать карьеру. Из людей с такими интуициями трудно появиться монаху, подвижнику. И ходить на проповедь к таким нам, священникам, будет приятно, но малоуспешно. Послушают внимательно, вежливо, чаем напоят, но второй раз идти не захочешь. Лучше ходить к тем, кто хочет другой действительности, кому тесно в огромном мире, как человеку, выросшему из старого пиджака.

Есть молодежь, утонувшая в разврате и безобразиях. О ней нужно молиться. Есть молодежь, нашедшая себя и делающая деньги. Эти вторые не лучше первых, потому что тоже тонут в разврате и безобразиях, только культурно и тайком. О них тоже нужно молиться. И есть молодежь, не находящая себя в заданных координатах. И развратничать стыдно, и деньгам поклоняться не хочется. Эти религиозно талантливы. Эти – наши. Только им нужно сказать что-то известное, но новое для них. Христу всегда есть что сказать молодежи. Ведь Конфуций – старик, и Лао-Цзы – старик. В преклонных годах Магомет, и Моисею – 120. На их фоне Христос – это юноша. И в Его словах, в Его личном примере столько революционной энергии и свежей силы, что можно недоумевать, почему в храмах больше старушек, чем девушек. Если молодые люди не находят во Христе ответов на сжигающие их изнутри вопросы, то либо молодые люди не знают Христа, либо понимают Его неправильно. Юношей безусым был Иоанн Богослов, юношей почувствовал влечение к иной жизни Прохор – будущий Серафим Саровский. В 11 лет непреодолимо увлекся монашеством Иоасаф Белгородский.

Почему у меня нет зависти к молодымНужно побольше ответственности, зрелых мыслей, обдуманных поступков. Сквозь густую накипь цивилизации нужно нырять на глубину смыслов. Мир оттого стал пестрым и шумным, как уличная женщина, что хочет зазвать к себе свежую кровь и молодую неопытность. Не блуждайте по стезям блудниц духовных и плотских, потому что вы молоды и сильны, горячи и бескомпромиссны. Потому что вы можете послужить Христу, и Он смотрит на вас пристально. Так же пристально смотрит на вас и наблюдатель в командном штабе противника. Бегите к Тому, Кто любит вас. Ему нужны ваши сияющие глаза и сильные руки. И Он вам нужен больше, чем узнику – свобода, больше, чем жаждущему вода.

От 18 Июня 2008 года Местный Спрос

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий