year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Себе – на радость, добрым людям – на загляденье - «Местный спрос»

Себе – на радость, добрым людям – на загляденье

Мало кто знает, что полотенце, которое мы привыкли использовать исключительно в гигиенических целях, в прежние времена имело глубоко символическое, а нередко и магическое значение... Без полотенца, иначе рушника, не обходилось ни одно торжественное событие (сватовство, таинство венчания и свадьба, рождение ребенка, новоселье, прием гостей), с ним провожали человека и в последний путь. Современные барышни рукоделием почти не занимаются, а исконно русские традиции забываются или вытесняются чем-то инородным. Впрочем, настоящие мастерицы еще остались. С одной из них, художницей Валентиной Почаниной, что живет в селе Палех, удалось встретиться корреспонденту «МС».

Неожиданная встреча

По телефону договорились о встрече на вокзале - в прославленном на весь мир Палехе, я, к стыду своему, ни разу не была. На небольшой остановке, именуемой «автостанция», меня встретила высокая, статная женщина в красивом русском платке, с удивительно добрым взглядом и теплой улыбкой. Обнялись, чем я была немного обескуражена - мой журналистский опыт подобных встреч еще не знал. С дороги - горячий чай и долгая беседа, словно давно не видевшихся знакомых. Говорили о разном: о жизни, православной вере, о Палехе и его жителях, о творчестве и увлечениях, которых у моей собеседницы оказалось немало. Валентина Андреевна собирает бабочек, пасхальные яйца, керамические фигурки, кружева, старинные вышивки (даже на ветхих лоскутах) и многое другое. Цель объясняет просто: «Себе - на радость, добрым людям - на загляденье», - и с удовольствием показывает гостям дорогие сердцу безделицы. Самая же богатая, незаурядная и, по-своему, уникальная коллекция палехской мастерицы состоит из полотенец, называемых в старину «рушниками». Сегодня их насчитывается около сотни, более 70 принадлежат ее рукам.Себе – на радость, добрым людям – на загляденье

Здесь русский дух, здесь Русью пахнет...

В атмосферу старины я окунулась, едва войдя в квартиру: нарядные рушники придавали жилищу уют, тепло и ощущение близости с чем-то далеким, давно ушедшим. И словно наяву чувствовалось, «здесь русский дух, здесь Русью пахнет...» Домотканый отбеленный холст, украшенный затейливой вышивкой и легким кружевом, не в пример нашим полотенцам озаряет красотой серую повседневность быта. «В вышивках нет ничего случайного. Узоры «читаются»», - говорит Валентина Андреевна, оттого я внимательней всматривалась в рисунки, силясь разгадать заложенный в них смысл. Признаюсь, чаще тщетно. Обычные, казалось бы, образы и сюжеты обретают на ткани иное, символическое звучание, наполненное житейской мудростью. Так, птица, излюбленный предмет изображения на старинных рушниках, заключает в себе множество значений: двуглавый орел - символ власти, петух и курица - плодородия, лебеди - верной любви и прочного брака. Молодоженам на свадьбу дарили рушник, на котором вышивали пару птиц с пышными хвостами, а в середине - много птенчиков как пожелание иметь побольше детей. Число их могло достигать 40 и даже 60(!). Тело, клюв птиц расшивали «зернами», желая таким образом новой семье сытой жизни.

Вообще, в свадебном обряде участвовало множество полотенец, разных по назначению и названиям. Кстати, к семейному союзу относились тогда во всех смыслах серьезно: приданое девушки начинали готовить с самого юного возраста (в 6-7 лет они уже умели прясть, ткать, вышивать). В приданом должно было быть не меньше 12 рушников (иначе невеста считалась неумейкой или лентяйкой), особо старательные мастерицы вышивали до ста.

Так, например, существовало «рукобитное» полотенце (вешали на шею жениху, если невеста на предложение руки и сердца отвечала согласием), «ширинка» (узкое полотенце по ширине руки, которое привязывали невесте на руку в знак того, что она уже просватана). Родители благословляли детей на брак иконой, украшенной «благословенным» рушником. Во время таинства венчания молодые становились у аналоя на «венчальный» рушник как символ облака, на котором жених и невеста, вырванные на время из мира, возвращаются в Царствие Небесное, где совершается истинное соединение их уз. Священник перевязывал руки венчающихся «союзным» рушником в знак взаимной любви и привязанности супругов, их духовного единения. Встречали молодоженов из церкви караваем на «хлебосольном» полотенце - обычай, дошедший до наших дней.

Такие рушники вышивались красными нитями, богато украшались орнаментом, цветами, как пожелание новоиспеченной семье «процветания», здоровья, богатства и детишек.

Свои изделия рукодельницы во время свадьбы дарили родственникам, сватам и гостям. Самый красивый рушник невестка дарила свекрови в знак почтения. Если же свекрови не по душе была жена сына, невестка дарила ей «отворотник», на котором птицы отвернулись друг от друга. Когда золовкам (сестрам жениха) не нравилась невеста брата, им дарили «корильник». Вручали его обычно со словами: «Нас не троньте - вас не тронем. Можем мы и сдачу дать!» (Ведь не зря же в народе бытовала поговорка: «Лучше деверя четыре, чем золовка одна»).

Себе – на радость, добрым людям – на загляденье

Что делать, чтобы мужья «оком на чужих баб не били».

Надо сказать, вышивка не мешала удобно пользоваться вещами в быту и вместе с тем становилась заметной сразу, привлекая внимание своим нарядным видом. Женская мудрость и здесь давала о себе знать. Так, например, существовал «дорожный» рушник, в который жена мужу собирала в дорогу еду. Умные были женщины, рассуждали так: муж еду из полотенца достанет, посмотрит на него, вспомнит о заботливой супруге и «оком на чужих баб бить не будет».

Особый интерес в коллекции Валентины Андреевны представляют полотенца «сюжетные», на которых запечатлена целая история: дерутся петухи так, что перья летят, мчится лихая тройка, воркуют влюбленные. Все они поражают яркостью и сложностью, оттого я не могла не спросить у своей собеседницы, сколько времени требует создание одного рушника. «Вышивание - рукам работа, душе же - радость. Придет настроение - и всю ночь вышиваю, а случается, и несколько дней не могу иголку взять в руки...» Но что интересно: в ее коллекции есть рушники незаконченные, где авторский замысел едва проглядывается. «Слишком много идей и мало времени», - сетует она в надежде, что ее работу продолжат дочери. Как бы и мне хотелось верить, что, созданная усердием и теплом умелых рук коллекция, настоящая сокровищница народного творчества, не закончит свой век вместе с любовью Валентины Андреевны к искусству старины. А значит, мы еще сможем прикоснуться к истории наших предков, вытканной на белом холсте причудливым сплетением нитей, истории о миропонимании, ценностях и отношениях ушедших поколений, самобытной культуре, когда-то нами не воспринятой и оттого, увы, почти забытой и навсегда утраченной.

От 8 Мая 2007 года Яна МАЛАНИНА

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий