Школа начинается с учителя
Как сделать, чтобы ещё в 1 классе ребёнок «чувствовал» слово? Как привить ему интерес к родному языку? Есть ли школы, которым такая задача по плечу? На эти вопросы решили найти ответы учителя начальной школы №3 города Шуи, которые и организовали соответствующий семинар. А «ответчиком» и главным консультантом педагогических чтений стала известнейшая Надежда Михайловна Бетенькова, доцент ШГПУ и автор современных «Азбуки» и «Букваря».
15 мая 3-я школа гостеприимно распахнула свои двери перед коллегами. В работе семинара приняли участие 23 сельских учителя начальных классов из 13 школ района. Многие были здесь уже не первый раз и отметили, что школьный дом стал ещё уютнее: зелёный холл с голубым занавесом создаёт обстановку тепла и домашней непринуждённости. А живой уголок помогает отвлечься от трудностей учения и приобщиться к тайнам живого мира. Уже в фойе гостей очаровали материалы, написанные детьми о своей семье, об истории рода, города. Впоследствии и на уроке педагога Елены Головкиной мы увидели, как кропотливо ведётся работа по изучению родного края. Но обо всём по порядку.
В начале работы семинара педагог дополнительного образования Любовь Романова рассказала коллегам об инновационной деятельности школы, на базе которой постоянно проходят практику студенты ШГПУ, проводятся мастер-классы. Основой работы педагогов школы №3, как стало ясно из сообщения Любови Владимировны, является творческий союз: родители, дети, учителя.
А затем вниманию гостей был представлен урок русского языка в 1 «Б» классе. Урок вела директор школы, замечательный, творчески работающий учитель Ирина Башарина. Вот здесь-то педагоги начального звена школ района и смогли увидеть результаты работы по новой системе обучения грамоте, одним из авторов которой и является Н.М. Бетенькова. Удивительно слаженно работали дети на уроке: по губам, жестам, карточкам-опорам они, словно оркестр под руководством виртуозного дирижера, исполняли «учебную симфонию». И, конечно, все убедились, что представленный метод обучения грамоте по учебному пособию Бетеньковой Н.М. и Соловейчик М.С., бесспорно, даёт свой результат, главный среди которых – почти безошибочные итоговые диктанты.
Проблемы художественно-эстетического образования решались на урокё Т. Ждановой в 1-А классе. Анализируя увиденный урок, учитель Сергеевской МСОШ Т. Чиркова отметила: «Дети мыслят образами и через них выражают своё отношение к миру. Порадовала активность, непосредственность, живость первоклассников. Хорошо, когда в школе работают такие специалисты своего дела».
Запоминающимся был и урок-обобщение «Мир вокруг нас» в 3-Б классе по теме «Наш провинциальный городок» учителя Елены Головкиной, работающей по авторской программе. Влюблённый в своё дело педагог читала ребятам стихи собственного сочинения. А ребята в ответ декламировали строки шуйских поэтов, а потом рассматривали фотографии старого города. Интересным оказался репортаж Береговой Дианы о Воскресенском соборе, колокольне. Позднее, разбившись на группы «краеведов», «любознательных», «поисковиков», школьники отвечали на вопросы викторины «Знаете ли вы город?», сопоставляли, соединяли старые названия улиц и площадей, припоминали имена людей, прославивших Шую, приводили интересные факты, связанные с иконой Шуйской-Смоленской Богоматери. С заданиями справились все команды. «Побеждённых сегодня нет. Наградой станут новые знания о нашем любимом городе и очередная экскурсия в музей», – подытожила викторину Елена Александровна.
Характеризуя урок, учитель начальных классов Дуниловской МООШ Н. Антонова сказала, что «на таких примерах любви к малой родине и воспитывается любовь к России, к её историческому прошлому». Занимателен и зажигателен был экологический турнир между между 3-4 классами, проведенный педагогом дополнительного образования Любовью Романовой.
Прошедший семинар для кого-то, возможно, стал отправной точкой работы по-новому, зародил мысль, заставил задуматься. Ведь все преобразования начинаются с личности учителя, с его внутреннего состояния.