Эх, путь-дорожка…
Системную для нашего города проблему дорог и тротуаров нынешняя ранняя весна ещё более усугубила.
Пешеходы перепрыгивают через огромные лужи, превратившие в разливанное море центр города, балансируют по краю бордюрного камня, мамочки с колясками по обочинам дорог пробираются через грязные водяные озера. Не легче и автовладельцам. Езда по дорогам для них, как соревнования по слалому: объезжать рытвины и ямы приходится по встречной. И при этом умудриться не столкнуться лоб в лоб с движущимся навстречу транспортным средством. В общем, весна в нашем городе смыла дороги и тротуары, и без того проблемные, подчистую. Фотография, сделанная 14 марта, тому подтверждение.
Дайте сапоги, да повыше
Вернёмся к вопросу о грязи. Но не той, что мы видим на помойках и контейнерных площадках, и не вытаявшего из-под снега хлама. Нас интересует грязь дорожная, то есть смесь земли, песка и глины на обочинах дорог. Как раз эти обочины и размываются первыми же дождями, делая дорогу никакой. Такова площадь Ленина, улицы Стрелецкая и Васильевская, Центральная площадь, рядом с Центральным рынком и, особенно, улица Костромская.
Почему же грязно в нашем городе? Вроде, и сотрудники МП ЖКХ в оранжевых жилетах с лопатами периодически мелькают, и механизированную уборку иной раз заметишь, но чище не становится. Тем более что для расползания грязных ручьёв много воды не нужно — небольшого ливня достаточно, а уж дальше автомобили разнесут грязь по всем дорогам. Даже глава администрации г. о. Шуя Наталья Корягина в одном из своих последних интервью местным СМИ вынуждена была признать, что улицы, хоть и стали понемногу чистить, но явно недостаточно.
Дорожный слалом по-шуйски
Что касается ненадлежащего качества дорог, то глава администрации сама за рулём и проблему знает не понаслышке, на что и указала подрядчикам, выигравшим тендер на проведение ремонтных работ автомобильных дорог. Шуйская прокуратура решила процесс ускорить и совместно с ОГИБДД организовала рейд по дорогам. По его итогам в городской суд было направлено аж 16 исковых заявлений о признании бездействия администрации города в вопросе содержания автомобильных дорог в Шуе незаконным. Кстати, проблема эта у нас системная: в прошлом году таких заявлений было порядка 50, и в большинстве случаев они были удовлетворены. В этом году проверки едва началась, и 16 заявлений — только начало. Уже обследовано порядка двух десятков дорог, на которых выявлены многочисленные выбоины, размеры которых превышают предельно допустимые размеры, установленные ГОСТом. Например, на площади Зеленой от пересечения с улицей Театральной до пересечения с Костромской размеры отдельных выбоин составляют более метра при глубине порядка десяти сантиметров. А на площади Ленина, в районе домов № 4 и 15, и того хуже — автомобили преодолевают ямы площадью порой и в четыре метра.
Между тем, 17 марта на совещании при главе администрации г. о. Шуя было предложено управлению городского хозяйства подготовить перечень дорог, требующих капитального ремонта. В числе приоритетных были названы те, по которым осуществляется автобусное сообщение.
А как у них?
В Австрии придумали, как предотвратить сход воды и снега со склона — надо его всего лишь заблокировать стеной для укрепления грунта. В Нидерландах, если в городе есть открытый источник земли (клумба), то земля там находится ниже уровня бордюра и защищена от перемещения корнями кустарников или опавшими листьями, которые никто не убирает. Газон вдоль шоссе отделен асфальтовым бордюром, а также небольшим арыком. Во Франции одна сторона дороги, откуда грязь может поступать, отгорожена стенкой, а другая сторона, куда стекает вода под наклоном, ничем не отгорожена. В Швейцарии отсыпают края щебнем. В США обычный городской газон обсыпают гравием по периметру.
Прокуратура работает
Денис ПАВЛОВ, заместитель Шуйского межрайонного прокурора, юрист 1 класса:
— Межрайонной прокуратурой на постоянной основе проводятся проверки соблюдения требований законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. Данная проблема имеет особую актуальность для жителей нашего города. В ходе проводимых проверок выявляются многочисленные нарушения требований ГОСТа при содержании и эксплуатации дорог.
Самая большая проблема — качество выполненных работ. Вопрос заключается в том, что из года в год мероприятия по устранению выбоин и ям проводятся, но то, что было сделано летом, к весне опять приходит в негодность, поэтому большого эффекта от выборочного ямочного ремонта нет.
Так, в 2013 году межрайонной прокуратурой в суд направлено более 50 исковых заявлений с требованием о принуждении администрации г. о. Шуя устранить нарушения требований ГОСТа, в текущем году таких заявлений предъявлено уже 16. По закону к административной ответственности — штрафу в 2 тысячи рублей — привлекается руководитель организации, ответственной за содержание и ремонт дорог. В свою очередь, администрацию города суд обяжет выполнить ремонт автомобильных дорог. В 2014 году подобные проверки будут продолжены.