year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Как зачищают русскую деревню - «Местный спрос»

Как зачищают русскую деревню

Село Дунилово, раскинувшееся на левобережье Тезы, особенно красиво в марте-начале апреля, в пору разлива. Солнце, безбрежье серебристой воды и купола многочисленных церквей на фоне голубого небосвода. Красиво – так и хочется слагать песни. Однако приезд корреспондентов «МС» в старинное русское село, к сожалению, имел повод абсолютно прозаический. Нам стало известно, что Дуниловский музей, известный среди туристов, во множестве посещающих старинный край, прекратил свое существование. Не может быть, решили мы, чтобы сельские власти действовали в разрыв с общей областной тенденцией и загубили реально существующий центр культуры!

Стены помнят историю

То, что мы увидели, прибыв в Дуниловский музей, повергло в шок. Ободранные, в огромных трещинах стены, вырванные из старинных печей уникальные изразцы, демонтированная система отопления – словно польско-литов­ские шляхтичи прошлись, круша и разоряя неродные для них стены, как уже было в этих краях 400 лет назад. Картины, фотографии, одежда, атрибуты быта, ценнейшая посуда, ткацкий стан 18 века, старинная мебель – все, что с любовью собирали жители ближних сел и холили музейные работники, выброшено, как ненужный хлам.

А ведь старинный особняк, в котором размещался сельский музей, сам по себе – произведение искусства: чего стоят только потолочная лепнина и рельефное литьё печных задвижек! Да и историческое значение здания немалое. Здесь бывали, как рассказывает нам общественный работник музея Любовь Мозжухина, известные люди – даже Павел I когда-то лично пожелал остановиться в этом доме на постой. Здание музея до революции принадлежало местному фабриканту Гуськову, и музейные работники рассказывали туристам печальную историю любви купеческой дочери Елены и красного комиссара Зуева. Молодому большевику, словно в издевку, поручили раскулачить семью своего без пяти минут тестя. Придя в дом невесты и не найдя в себе сил исполнить бесчеловечный приказ, молодой человек застрелился – здесь же, в особняке своей невесты. Комнату, в которой произошла трагедия, нам продемонстрировали. Человеческих драм в истории Отечества нашего, конечно, не счесть, однако здесь, на месте событий, воспринялась трагедия любящих сердец настолько впечатляюще, что, признаться, мороз пробежал по коже.

Взятие музея

Вообще-то Любовь Руслановна Мозжухина, наш гид по барской усадьбе, – депутат местного совета и профессиональный библиотечный работник. Очень неплохая Дуниловская библиотека располагалась с сельским музеем под одной крышей – здесь же, в доме Гуськова. А четыре года назад Люба приняла от бессменного руководителя и основателя музея Ирины Дмитриевны Утюговой и музейное хозяйство: проводила экскурсии, работала над экспозициями, разрабатывала планы развития – словом, трудилась на перспективу. Говорят, экскурсовод Люба – «от Бога». И результат работы был. Дунилово – местечко весьма востребованное российскими туристами и паломниками. По приезде в монастырь гости непременно заглядывали и в сельский музей. Да и школьные учителя с удовольствием приводили сюда детей на уроки истории и краеведения, вкладывая в юные души зачатки патриотизма. Пока мы беседовали с Любовью Мозжухиной и с интересом рассматривали все 10 комнат бывшей усадьбы, подошло еще несколько человек. Оказалось, это члены совета музея и его добровольные помощники. Потихоньку история разорения сельского музея стала для нас прорисовываться.

Примерно за полгода до нашего приезда, администрация сельского поселения прекратила подачу тепла в здание музея. Конечно, мотивировали необходимостью экономии. Действительно, пресловутый 131-й закон поставил русскую деревню на грань вымирания. И руководители хозяйств недаром говорят: идет настоящий геноцид деревни. Самые неравнодушные из них не хотят идти у бесчеловечных законов на поводу и борются, как могут. Другие – руками разводят. Третьи – с готовностью берут под козырек. К какой категории можно отнести главу Введенского сельского поселения Александра Попадьина и его дуниловского зама Александра Карелова, судить не беремся. Однако «зачистка» дуниловского музея, велась уж больно резво и заинтересованно. Библиотекаря Любовь Мозжухину вместе с 9-тысячным книжным фондом просто пытались выселить, причем грубо и упорно. «Прекратим подачу тепла – уйдешь сама», – заявил ей Александр Карелов. И, вправду, тепло было отключено, а вместе с ним благополучно разморозилась и отопительная система. Люба дер­жалась – иначе и нельзя было. Разорение всего того, что созидали жители села годами, она предчувствовала. Вскоре, действительно, по приказу того же Александра Карелова, отопительную систему демонтировали и забрали «для нужд администрации». Происходило это в отсутствие музейных работников. В запертые помещения музея явилась группа вандалов и вырвала трубы и батареи отопления, что называется, с корнем. Разорители беспардонно сдвигали, роняли, били ценнейшие экспонаты, топтали сапогами сброшенные на пол картины и иконы, попутно обливая ржавчиной из труб все, что попадалось на пути. Когда это разорение увидела Люба, ей стало плохо. И это понятно: если варваризм становится стилем работы тех, кто облечен властью, тут уж терпение простого люда, даже привыкшего к бесправию и пресмыкательству деревенского, заканчивается.

По шапке за энтузиазм

Здесь мы прервем повествование, дабы сообщить, что незадолго до операции «взятие музея» Любу «добровольно-принудительно» выселили в сельский клуб, предоставив полуподвальное и совершенно не приспособленное для библиотеки помещение – с потолка сыплется, стены черные, тесно. Какой уж тут читальный зал и работа с населением – быстрей выдать книгу и выпроводить любителя чтения восвояси. Несколько дней худенькая Люба на своем горбу перетаскивала огромный книжный фонд и при этом не прекращала выдачу книг. Да и куда деваться – на абонементе у Любови Мозжухиной почти 700 человек. Если учесть, что все село вместе с монастырем насчитывает тысячу жителей, библиотекарю Дунилова нужно медаль давать за активное просвещение сельского народа. Ей и дали. Только не медаль, а большой нагоняй «за разорение музея». Собрались высокие начальники, в том числе и районные, быстро нашли стрелочника в лице Любови Мозжухиной и, как водилось на партийно-хозяйственных активах в недавнем прошлом, всыпали Любе по первое число. Может, за то, что она годами занималась музейной работой абсолютно безвозмездно, ни копейки не получая за труд? Но ведь энтузиастов и подвижников власть должна поддерживать – это ее святая обязанность. Энтузиасты и подвижники становятся балластом лишь той власти, которая занята интересами сугубо шкурными. Но это ведь не так, господа начальники?

«Прихватизация» перекинулась на село

Как зачищают русскую деревнюС музеем, кстати, тоже долго не церемонились и в приказном порядке постановили отдать экспозиции в сельскую школу под начало директора В. Шаповала. А то, что работники музея – против, да и родители школьников – тоже, не волновало никого. В деревне, похоже, мнение народа вообще не учитывается. А зачем, собственно, советоваться с теми, кто был ничем, ничем и остался?

Однако жители Дунилова – народ активный и мыслящий, не считаться с ними – непростительно. Алевтина Телегина, например, хоть и живет в селе недавно, воспринимает проблемы деревенского люда, как свои собственные, и старается помочь жителям Дунилова всем, чем может. Когда-то Алевтина Петровна, дефектолог с высшим образованием, возглавляла Ивановский центр развития ребенка. Теперь, после переезда в Дунилово, трудится по своей специальности на общественных началах – сама ходит по семьям и занимается с детьми. «Зачем губят хорошее дело, – удивляется Алевтина Телегина, размышляя о неприглядной судьбе сельского музея, – никому из простых жителей эта тактика непонятна. Вывозить музей в школу на постоянное место жительства нельзя, это верный способ погубить его».

И она, кстати, права. Ситуация с разорением Дуниловского музея представляется нам весьма похожей на судьбу бывшей усадьбы Чихачева в Дорожаеве. Помещичий дом Чихачевых, как сказал нам директор музея им. Фрунзе Владимир Возилов, власти собираются продать. Желающих приобрести столь лакомый кусок, с барским прудом, садом, старинной аллеей, не счесть, уже сейчас в очередь строятся. Конечно, усадьбу Чихачева с домом фабриканта Гуськова не сравнить – ввиду страшной ныне запущенности последнего. Но то, что здание музея восстановлению подлежит, нет никакого сомнения. Музейщики обращались за консультацией к игуменье Ольге. Матушка приняла все, что творится с музеем, близко к сердцу, даже пригласила опытного архитектора, который вынес вердикт: здание спасти можно. Но вот потянет ли монастырь в одиночку – вопрос. Впрочем, сельская власть на переговоры с игуменьей о совместном восстановлении исторического дома выйти и не подумала. Видно, на дом Гуськова у нее свои планы. Недаром же рядом с музеем, по чистой случайности, конечно, остановилась газовая ветка.

К знаменательным датам – новые свершения!

Нынешний год проходит под лозунгом «год села», следующий год будет годом культуры. Лично у нас, побывавших в Дунилове всего лишь несколько часов, создалось впечатление, что именно к этим датам – в ознаменование первой и в преддверии второй – деревню и решили, наконец, добить. Вот пример: рядом с музеем стоит торговый павильон, преобразованный по приказу властей из палатки. Здесь, на маленьком пятачке, есть все необходимое, и по доступной цене. Владельцы павильончика – пенсионеры, муж и жена. Поднатужившись, они открыли свое дело, и теперь обеспечивают не только себя, но и детям помогают. Хорошо ли это? Отлично просто – люди не обивают пороги социальных учреждений, не пьянствуют, а честно и с достоинством работают. И даже зависть к ним у селян отсутствует полностью, потому что деревенский люд, а это в массе своей пенсионеры, отоваривается в этом павильончике «под запись», в долг. А они, то бишь власти, эту торговую точку на доверии закрывают. И куда только жители села ни обращались – бесполезно. Стена. Неужели только потому, что палатка имеет несчастье располагаться рядом с музеем, загораживая слегка его фасад? Если, что очень вероятно, здание музея пойдет с молотка, торговая точка под его окнами, да еще и шаркающие вокруг и около старики-пенсионеры, значительно снизят стартовую стоимость ценного лота. Так не легче ли разогнать торгующее и покупающее старичье с глаз долой? Как говорится, нет человека – нет проблемы.

И другой пример – аптека. Вернее, ее закрытие. То там, то здесь в стране по национальным проектам открываются медицинские учреждения. В Дунилове открывать ничего не надо: стационар есть, амбулатория есть, два дипломированных фармацевта есть – чужих приглашать не надо и жильем обеспечивать тоже. Главный врач больницы согласен выделить помещение под аптеку. Кажется, выход есть. Есть, да только не для Дунилова. И неважно, что за двухрублевой таблеткой парацетамола жителю села надо ехать в город, заплатив за дорогу 60 рублей и потратив 7 часов времени!

И, наконец, послесловие

Не находя понимания у местных властей, жители села в лице инициативной группы хотят ходатайствовать перед губернатором о сохранении культурного комплекса Дунилова и придании ему статуса юридического лица. Возможно, помощь им захотят оказать и районные власти. Шуйская городская администрация, например, испытывая не меньшие трудности, умудряется содержать аж два музея, так неужели район не потянет и одного? Ведь все равно придется решать вопрос о сохранности экспозиции дорожаевского особняка – не логично ли перевезти ее в Дунилово и создать единый музей Шуйского района? А пока этот культурный центр ремонтируется, как предлагает Владимир Возилов, передать экспозиции на ответственное хранение в организацию, заслуживающую доверие. Конечно, эти вопросы нужно прорабатывать – но для того и власть существует, чтобы думать, изыскивать возможности. Ломать, конечно, легче, чем строить. Но нужна ли властям Дунилова геростратова слава?*

Кстати, мы трижды откладывали публикацию данного материала в надежде получить от главы Введенского поселения информацию по Дуниловскому музею. Однако за три недели господин Попадьин не нашел времени с нами связаться.

Информация для размышления

Построенное матерью поэта К. Бальмонта здание Гумнищенской начальной гимназии в своё время было перевезено в село Якиманна. Долгое время там успешно функционировала школа. После ее закрытия, в постсоветский период, решено было здание продать частному лицу. Недолго новый владелец наслаждался уникальным историческим домом, сложенным из двухсотлетних дубовых брёвен в 2 обхвата – здание сгорело. Шуйский район лишился исторического раритета с биографией, которой могли бы позавидовать многие столичные музеи.

* Слава Герострата

Некто Герострат, желая обессмертить свое имя, в 356 до н. э. поджег храм Артемиды Эфесской. Его преступление обычно считают особо тяжким потому, что он поджег одно из прекраснейших архитектурных сооружений античности, бывшее одним из семи чудес света.

От 17 Апреля 2008 года Галина АЛЕКСЕЕВА, Владимир БАБАЙКИН

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий