Как зачищают русскую деревню
Село Дунилово, раскинувшееся на левобережье Тезы, особенно красиво в марте-начале апреля, в пору разлива. Солнце, безбрежье серебристой воды и купола многочисленных церквей на фоне голубого небосвода. Красиво – так и хочется слагать песни. Однако приезд корреспондентов «МС» в старинное русское село, к сожалению, имел повод абсолютно прозаический. Нам стало известно, что Дуниловский музей, известный среди туристов, во множестве посещающих старинный край, прекратил свое существование. Не может быть, решили мы, чтобы сельские власти действовали в разрыв с общей областной тенденцией и загубили реально существующий центр культуры!
Стены помнят историю
То, что мы увидели, прибыв в Дуниловский музей, повергло в шок. Ободранные, в огромных трещинах стены, вырванные из старинных печей уникальные изразцы, демонтированная система отопления – словно польско-литовские шляхтичи прошлись, круша и разоряя неродные для них стены, как уже было в этих краях 400 лет назад. Картины, фотографии, одежда, атрибуты быта, ценнейшая посуда, ткацкий стан 18 века, старинная мебель – все, что с любовью собирали жители ближних сел и холили музейные работники, выброшено, как ненужный хлам.
А ведь старинный особняк, в котором размещался сельский музей, сам по себе – произведение искусства: чего стоят только потолочная лепнина и рельефное литьё печных задвижек! Да и историческое значение здания немалое. Здесь бывали, как рассказывает нам общественный работник музея Любовь Мозжухина, известные люди – даже Павел I когда-то лично пожелал остановиться в этом доме на постой. Здание музея до революции принадлежало местному фабриканту Гуськову, и музейные работники рассказывали туристам печальную историю любви купеческой дочери Елены и красного комиссара Зуева. Молодому большевику, словно в издевку, поручили раскулачить семью своего без пяти минут тестя. Придя в дом невесты и не найдя в себе сил исполнить бесчеловечный приказ, молодой человек застрелился – здесь же, в особняке своей невесты. Комнату, в которой произошла трагедия, нам продемонстрировали. Человеческих драм в истории Отечества нашего, конечно, не счесть, однако здесь, на месте событий, воспринялась трагедия любящих сердец настолько впечатляюще, что, признаться, мороз пробежал по коже.
Взятие музея
Вообще-то Любовь Руслановна Мозжухина, наш гид по барской усадьбе, – депутат местного совета и профессиональный библиотечный работник. Очень неплохая Дуниловская библиотека располагалась с сельским музеем под одной крышей – здесь же, в доме Гуськова. А четыре года назад Люба приняла от бессменного руководителя и основателя музея Ирины Дмитриевны Утюговой и музейное хозяйство: проводила экскурсии, работала над экспозициями, разрабатывала планы развития – словом, трудилась на перспективу. Говорят, экскурсовод Люба – «от Бога». И результат работы был. Дунилово – местечко весьма востребованное российскими туристами и паломниками. По приезде в монастырь гости непременно заглядывали и в сельский музей. Да и школьные учителя с удовольствием приводили сюда детей на уроки истории и краеведения, вкладывая в юные души зачатки патриотизма. Пока мы беседовали с Любовью Мозжухиной и с интересом рассматривали все 10 комнат бывшей усадьбы, подошло еще несколько человек. Оказалось, это члены совета музея и его добровольные помощники. Потихоньку история разорения сельского музея стала для нас прорисовываться.
Примерно за полгода до нашего приезда, администрация сельского поселения прекратила подачу тепла в здание музея. Конечно, мотивировали необходимостью экономии. Действительно, пресловутый 131-й закон поставил русскую деревню на грань вымирания. И руководители хозяйств недаром говорят: идет настоящий геноцид деревни. Самые неравнодушные из них не хотят идти у бесчеловечных законов на поводу и борются, как могут. Другие – руками разводят. Третьи – с готовностью берут под козырек. К какой категории можно отнести главу Введенского сельского поселения Александра Попадьина и его дуниловского зама Александра Карелова, судить не беремся. Однако «зачистка» дуниловского музея, велась уж больно резво и заинтересованно. Библиотекаря Любовь Мозжухину вместе с 9-тысячным книжным фондом просто пытались выселить, причем грубо и упорно. «Прекратим подачу тепла – уйдешь сама», – заявил ей Александр Карелов. И, вправду, тепло было отключено, а вместе с ним благополучно разморозилась и отопительная система. Люба держалась – иначе и нельзя было. Разорение всего того, что созидали жители села годами, она предчувствовала. Вскоре, действительно, по приказу того же Александра Карелова, отопительную систему демонтировали и забрали «для нужд администрации». Происходило это в отсутствие музейных работников. В запертые помещения музея явилась группа вандалов и вырвала трубы и батареи отопления, что называется, с корнем. Разорители беспардонно сдвигали, роняли, били ценнейшие экспонаты, топтали сапогами сброшенные на пол картины и иконы, попутно обливая ржавчиной из труб все, что попадалось на пути. Когда это разорение увидела Люба, ей стало плохо. И это понятно: если варваризм становится стилем работы тех, кто облечен властью, тут уж терпение простого люда, даже привыкшего к бесправию и пресмыкательству деревенского, заканчивается.
По шапке за энтузиазм
Здесь мы прервем повествование, дабы сообщить, что незадолго до операции «взятие музея» Любу «добровольно-принудительно» выселили в сельский клуб, предоставив полуподвальное и совершенно не приспособленное для библиотеки помещение – с потолка сыплется, стены черные, тесно. Какой уж тут читальный зал и работа с населением – быстрей выдать книгу и выпроводить любителя чтения восвояси. Несколько дней худенькая Люба на своем горбу перетаскивала огромный книжный фонд и при этом не прекращала выдачу книг. Да и куда деваться – на абонементе у Любови Мозжухиной почти 700 человек. Если учесть, что все село вместе с монастырем насчитывает тысячу жителей, библиотекарю Дунилова нужно медаль давать за активное просвещение сельского народа. Ей и дали. Только не медаль, а большой нагоняй «за разорение музея». Собрались высокие начальники, в том числе и районные, быстро нашли стрелочника в лице Любови Мозжухиной и, как водилось на партийно-хозяйственных активах в недавнем прошлом, всыпали Любе по первое число. Может, за то, что она годами занималась музейной работой абсолютно безвозмездно, ни копейки не получая за труд? Но ведь энтузиастов и подвижников власть должна поддерживать – это ее святая обязанность. Энтузиасты и подвижники становятся балластом лишь той власти, которая занята интересами сугубо шкурными. Но это ведь не так, господа начальники?
«Прихватизация» перекинулась на село
С музеем, кстати, тоже долго не церемонились и в приказном порядке постановили отдать экспозиции в сельскую школу под начало директора В. Шаповала. А то, что работники музея – против, да и родители школьников – тоже, не волновало никого. В деревне, похоже, мнение народа вообще не учитывается. А зачем, собственно, советоваться с теми, кто был ничем, ничем и остался?
Однако жители Дунилова – народ активный и мыслящий, не считаться с ними – непростительно. Алевтина Телегина, например, хоть и живет в селе недавно, воспринимает проблемы деревенского люда, как свои собственные, и старается помочь жителям Дунилова всем, чем может. Когда-то Алевтина Петровна, дефектолог с высшим образованием, возглавляла Ивановский центр развития ребенка. Теперь, после переезда в Дунилово, трудится по своей специальности на общественных началах – сама ходит по семьям и занимается с детьми. «Зачем губят хорошее дело, – удивляется Алевтина Телегина, размышляя о неприглядной судьбе сельского музея, – никому из простых жителей эта тактика непонятна. Вывозить музей в школу на постоянное место жительства нельзя, это верный способ погубить его».
И она, кстати, права. Ситуация с разорением Дуниловского музея представляется нам весьма похожей на судьбу бывшей усадьбы Чихачева в Дорожаеве. Помещичий дом Чихачевых, как сказал нам директор музея им. Фрунзе Владимир Возилов, власти собираются продать. Желающих приобрести столь лакомый кусок, с барским прудом, садом, старинной аллеей, не счесть, уже сейчас в очередь строятся. Конечно, усадьбу Чихачева с домом фабриканта Гуськова не сравнить – ввиду страшной ныне запущенности последнего. Но то, что здание музея восстановлению подлежит, нет никакого сомнения. Музейщики обращались за консультацией к игуменье Ольге. Матушка приняла все, что творится с музеем, близко к сердцу, даже пригласила опытного архитектора, который вынес вердикт: здание спасти можно. Но вот потянет ли монастырь в одиночку – вопрос. Впрочем, сельская власть на переговоры с игуменьей о совместном восстановлении исторического дома выйти и не подумала. Видно, на дом Гуськова у нее свои планы. Недаром же рядом с музеем, по чистой случайности, конечно, остановилась газовая ветка.
К знаменательным датам – новые свершения!
Нынешний год проходит под лозунгом «год села», следующий год будет годом культуры. Лично у нас, побывавших в Дунилове всего лишь несколько часов, создалось впечатление, что именно к этим датам – в ознаменование первой и в преддверии второй – деревню и решили, наконец, добить. Вот пример: рядом с музеем стоит торговый павильон, преобразованный по приказу властей из палатки. Здесь, на маленьком пятачке, есть все необходимое, и по доступной цене. Владельцы павильончика – пенсионеры, муж и жена. Поднатужившись, они открыли свое дело, и теперь обеспечивают не только себя, но и детям помогают. Хорошо ли это? Отлично просто – люди не обивают пороги социальных учреждений, не пьянствуют, а честно и с достоинством работают. И даже зависть к ним у селян отсутствует полностью, потому что деревенский люд, а это в массе своей пенсионеры, отоваривается в этом павильончике «под запись», в долг. А они, то бишь власти, эту торговую точку на доверии закрывают. И куда только жители села ни обращались – бесполезно. Стена. Неужели только потому, что палатка имеет несчастье располагаться рядом с музеем, загораживая слегка его фасад? Если, что очень вероятно, здание музея пойдет с молотка, торговая точка под его окнами, да еще и шаркающие вокруг и около старики-пенсионеры, значительно снизят стартовую стоимость ценного лота. Так не легче ли разогнать торгующее и покупающее старичье с глаз долой? Как говорится, нет человека – нет проблемы.
И другой пример – аптека. Вернее, ее закрытие. То там, то здесь в стране по национальным проектам открываются медицинские учреждения. В Дунилове открывать ничего не надо: стационар есть, амбулатория есть, два дипломированных фармацевта есть – чужих приглашать не надо и жильем обеспечивать тоже. Главный врач больницы согласен выделить помещение под аптеку. Кажется, выход есть. Есть, да только не для Дунилова. И неважно, что за двухрублевой таблеткой парацетамола жителю села надо ехать в город, заплатив за дорогу 60 рублей и потратив 7 часов времени!
И, наконец, послесловие
Не находя понимания у местных властей, жители села в лице инициативной группы хотят ходатайствовать перед губернатором о сохранении культурного комплекса Дунилова и придании ему статуса юридического лица. Возможно, помощь им захотят оказать и районные власти. Шуйская городская администрация, например, испытывая не меньшие трудности, умудряется содержать аж два музея, так неужели район не потянет и одного? Ведь все равно придется решать вопрос о сохранности экспозиции дорожаевского особняка – не логично ли перевезти ее в Дунилово и создать единый музей Шуйского района? А пока этот культурный центр ремонтируется, как предлагает Владимир Возилов, передать экспозиции на ответственное хранение в организацию, заслуживающую доверие. Конечно, эти вопросы нужно прорабатывать – но для того и власть существует, чтобы думать, изыскивать возможности. Ломать, конечно, легче, чем строить. Но нужна ли властям Дунилова геростратова слава?*
Кстати, мы трижды откладывали публикацию данного материала в надежде получить от главы Введенского поселения информацию по Дуниловскому музею. Однако за три недели господин Попадьин не нашел времени с нами связаться.
Построенное матерью поэта К. Бальмонта здание Гумнищенской начальной гимназии в своё время было перевезено в село Якиманна. Долгое время там успешно функционировала школа. После ее закрытия, в постсоветский период, решено было здание продать частному лицу. Недолго новый владелец наслаждался уникальным историческим домом, сложенным из двухсотлетних дубовых брёвен в 2 обхвата – здание сгорело. Шуйский район лишился исторического раритета с биографией, которой могли бы позавидовать многие столичные музеи.
* Слава Герострата
Некто Герострат, желая обессмертить свое имя, в 356 до н. э. поджег храм Артемиды Эфесской. Его преступление обычно считают особо тяжким потому, что он поджег одно из прекраснейших архитектурных сооружений античности, бывшее одним из семи чудес света.