year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Короткое детство — долгая память - «Местный спрос»

Короткое детство — долгая память

Она выхватывает самое главное из той беззаботной, розовой поры. И многое из «прекрасного далёка» хотелось бы пожелать сегодняшней детворе.

Короткое детство — долгая память

Например, детскую железную дорогу, бывшую когда-то в Шуе. Ныне её следы можно заметить по периметру Детского парка в виде небольшой насыпи, которая со временем превратилась в вал. Оживить и наполнить деталями детские воспоминания о железной дороге мне помог шуянин Николай Васильевич Лужин, 1929 года рождения, проживающий ныне в областном центре.

— Я жил с родителями в только что построенном доме, расположенном у нынешнего мемориала Вечный огонь, — рассказывает Николай Васильевич. — Дом был рядом с пионерским парком, и поэтому вся детвора нашей округи оказалась в числе первых пассажиров устроенной в парке железной дороги. В то время вход в пионерский парк располагался со стороны сквера, и там же у входа была одна их трёх остановок маршрута движения «паровоза». Центральная остановка находилась в месте нынешнего входа в детский парк. Там я и садился в вагончик. Ехали вдоль парка, по всему периметру, огибая футбольное поле, мимо 2-й школы и по той стороне, где Бутырская улица… Разговаривая недавно со своим знакомым об этой железной дороге, мы пришли к мнению, что она была построена в майские дни 1941 года. Мы успели покататься только несколько раз, и началась война. И вот мы с приятелями пришли в парк прокатиться, но работница парка сказала нам: «Дорога не работает, машиниста взяли в армию…». Мы очень были расстроены.

По своему детскому любопытству, мы, конечно же, рассматривали поподробнее устройство «паровоза», и я могу сказать сейчас, что на самом деле, «паровоз» был бутафорией, на нем стоял движок от «ЗИС» и даже кабина, по-моему, была автомобильная, но колеса — настоящие и ехал паровоз с вагонами по железной дороге, по рельсам. В составе поезда было 2-3 вагончика в стиле пассажирских вагонов того времени, очень похожих на те, которые были в поезде «Иваново-Новки», только поменьше размером. Могу добавить, что во время войны, даже при острой нехватке металла, рельсы никуда не убирали, и «паровоз» с вагончиками стоял долгое время в углу справа от нынешнего входа в парк. Дальнейшая судьба детской железной дороги мне неизвестна.

Вообще в парке всё было устроено для детей очень хорошо. При входе стоял фонтан «Слоник», мимо него проходишь — попадаешь на первую аллею, потом сворачиваешь на футбольное поле. Кстати, правее от футбольного поля была специальная калитка, через которую в парк приводили на уроки физкультуры детей из 2-й школы, если погода была хорошая. Левее слона, метрах в пяти, начиналась детская волейбольная площадка с настоящей сеткой. Левее, там, где нынешний вход, каждую осень устраивалась горка с трамплином. С горки было две дорожки: левая — для лыжников с трамплином сантиметров в 60-70, а правая — для саночников. С горки можно было съезжать и, прыгая с этого небольшого трамплина, ехать дальше. Ещё в парке была большая игровая веранда, где располагались детские столики, за которыми можно было играть в шашки, шахматы и домино.

В 40-х годах существовала целая система работы с детьми. Старшеклассники и студенты педагогического техникума с весны обходили все дворы в округе и опрашивали родителей, где собираются отдыхать их дети на каникулах. Из тех ребят, которые оставались дома, собирали сводные отряды, причём мальчиков и девочек отдельно, что очень правильно. И вот с нами всё лето занимались взрослые инструкторы. Нам, помню, предлагалось много кружков: литературно-драматический, домашнее хозяйство — это, в основном, для девочек, а для нас, мальчишек, футбол, шахматы. И взрослые шахматисты довольно серьёзно нас тренировали. Из военного городка приходил военный, с ним мы изучали стрелковое дело, материальную часть оружия, после освоения отправлялись на стрельбы в тир, который был на стадионе «Спартак».

От 3 Декабря 2013 года Записал Владимир БАБАЙКИН.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий